Трампко

Трамп и Клинтон в поисках концепции внешней политики. За кого «болеть» Украине

Трампко (Трамп + Ляшко) – герой, которого нужно видеть и слышать: как машет руками, как кричит, как словно бойцовский петух грозит заклевать жертву. Трамп, конечно, выглядит внушительнее, но у нашего Ляшко есть автомат. Откройте сайт Радикальной партии, там отличные фото — Ляшко и автомат, автомат и Ляшко. Трампко — Марс в квадрате, мужик. Это мужик, который приведет к победе, потому что мужик. Коррупция? Ляшко ее на вилы. Путин? А Трамп с ним поговорит по-мужски: ну, что, Вова, хулиганишь? Да со всей своей бычьей массой, да с ракетами как навалится на бедолагу.

Трампко – шоу, смотрите и наслаждайтесь игрой.

Хотите вслушаться? Это сложнее. У героя, идущего на коррупцию с вилами или воздвигающего китайские стены на пути мигрантов, размах широк, гораздо шире всех догм в политике. Кто он, Трампко — правый или левый? Нет, конечно, не левый. У левого нет отечества, левый — гражданин мира, друг всех угнетенных, враг всех государств, в первую очередь своего собственного. А Ляшко? Кровь и почва — вот что ценнее всего. «Запретим иностранцам распоряжаться нашими черноземами», — это не просто пункт в программе, а крик души. Земля — родная мать, не уступим ее чужеземцам. А Трамп? Америка станет великой снова, Америка прежде всего. Этим левым, этому Обаме все было стыдно чего-то, все бочком, все извините. Хватит! Пора навести порядок с позиции силы. Тогда правый? Правый печется об интересах капитала, инвестициях. Что еще… Неприглядное: хочет заставить рабочего трудиться дольше за меньшие деньги, мол, экономика стагнирует, потому что много перекуров. Нет, Ляшко не из таких. Пусть олигархи доплатят за копеечную приватизацию предприятий, иначе заберем их заводики в госказну. Какие ж после этого инвестиции? Побежит капитал в офшоры, пока цел. Большевик наш Ляшко. А Трамп — социалист. В погоне за голосами рабочих рыжий горлопан делает неожиданный разворот: обещает повысить минимальную зарплату вкупе с налогами на богачей.

Трампко мешает элементы разных программ, потому что для него главное – народ. Вот так пафосно. В XX веке первым преуспевшим Трампко был Муссолини. Розыгрыш номинации продолжается.

Клинтошенко

Клинтошенко (Клинтон + Порошенко) смотреть и слушать нечего: все серо, буднично. Традиционность в квадрате. Не хочешь рисковать — выбирай проверенное.

Вслушиваться в слова Клинтошенко — даром время терять. Это хуже, чем слушать Трампко, который хотя бы веселит зрителя. У Клинтошенко много слов — слова, слова — ухватиться не за что. Нет, слова правильные, но как эти слова станут делом, неясно, полный туман. У Ляшко есть вилы. А у Порошенко отличный тезис в программе: количество налогов следует сократить, ставки — уменьшить, офшоры — перекрыть. Перекрыли? А как же, с себя начали. Клинтон тоже молодец. Левые в Америке кричат об Уолл-стрит, скупившей все и вся. А Клинтон отвечает: «Я согласна, что ни один банк не должен быть слишком большим и ни один человек — слишком могущественным, чтобы не сесть в тюрьму. Но я не согласна с обвинением, что Обама брал деньги Уолл-стрит. Я защищу президента Обаму». А себя? Клинтон ведь тоже взяла деньги у финансовых воротил. Об этом молчок.

Порошенко имеет офшоры и борется с офшорами. Клинтон на содержании Уолл-стрит и борется с Уолл-стрит. Оба они левоцентристы, оба любят народ, но деньги мимо кошелька не проносят. Клинтошенко – лиса, сторожащая курятник, разумеется, во имя блага кур.

Что общего у Украины и США

Клинтошенко – необходимый элемент в воспроизведении политических систем: люди у кормила власти меняются, а система остается. Стабильно работает, без сбоев. А Трампко – симптом кризиса.

У Ляшко и Трампа общая социальная база. Опрос во время выборов в Раду в 2014-м показал: среди избирателей Радикальной партии наименьший процент людей с высшим образованием. Нечто похожее фиксируют социологи в США: за Трампа те, кто университетов не кончал. Популярны оба героя в провинции. 50% избирателей Ляшко – жители сел. А Трамп? В New York Times как-то опубликовали фото: бедный дом, дощатый забор и большой портрет Трампа. Любят рыжего горлопана в народе.

Те, кто внизу, копят злобу, будь то в Штатах или Украине. Разница только в истоках. В США средний класс размывает новая промышленная революция, в ходе которой университетское образование становится решающим фактором успеха: интеллектуал изобретает, машины (или китайцы) производят, а американский рабочий не у дел. В Украине промышленная революция не виновата, речь идет о затянувшейся постсоветской трансформации. Но какая разница, кто виноват? Важнее другое: люди не уверены в завтрашнем дне и ищут в чем-то (ком-то) опору.

Клинтошенко чувствует: что-то не так, говорит что-то вроде «жить по-новому». Но, по сути, верит: обойдется, пронесет, буду жить по-старому. А Трампко излучает мужественность, идет на грозу, у него проект решительных действий.

Тенденции

Пока побеждает серость (надежность, статус-кво) — Клинтошенко. Но у Трампко шансы тоже есть. Если Клинтошенко не решает проблем, то почему бы не попытать счастья с Трампко?

Тем самым демократия вступает в полосу кризиса равно в Штатах и Украине. Этот же кризис гуляет по Европе и у ее границ, проявляет себя в маленьких дуче – Путине, Эрдогане, Орбане – маленьких фюрерах вроде фрау Петри. Там, где уже есть дуче, страны откатываются назад: дуче тоже не решает проблем, но усугубляет их идеологическим давлением, казенной бравурностью. Ясно также и то, что вялый Клинтошенко приведет к Трампко, если не найдется другой энергичной альтернативы. Какой? Нет ответа.