Осталось несколько дней до окончания срока подачи деклараций. Проблемы накладываются одна на другую: то у чиновников формы не сохраняют, то поля не заполняются, а потом на сайт НАПК заходят миллионы посетителей с запросами, и система валится.

декларация карикатура полная

Рисунок Георгия Держалина

Все в очередь

НАПК продолжает обвинять в сбоях Госспецсвязи и госпредприятие «Украинские специальные системы», которые отвечают за техническую составляющую работы системы. То есть разобраться друг с другом не могут ведомства, которые подотчетны одному органу – правительству. Но за неделю дело сдвинулось с мертвой точки.
Каждый день на сайте НАПК, который до «зависает», то снова работает, появляются новые документы. К середине недели спикер ВР Андрей Парубий и глава Кабмина Владимир Гройсман продемонстрировали политическую волю и рассказали о своем имуществе. Информация о главе парламента сенсацией не стала. У него 25 тыс. гривен и $ 28,5 тыс. сбережений, японский автомобиль, право пользования на дом и квартиру. У премьер-министра состояние более внушительное: 2,4 млн гривен, 460 тыс. евро и $ 870 тыс. и коллекция элитных часов.

Декларациям быть: больше 90% чиновников уже отчитались об имуществе

Но важно уже то, что руководители законодательного и исполнительного органов власти смогли дать пример сотрудникам ВР и Кабмина. Пусть и не оказались в авангарде движения по заполнению деклараций. Зато теперь очевидно, что они смирились с работой системы. Хотя ВР еще в начале осени пыталась изменить профильное законодательство и, например, засекретить часть данных об имуществе. У Кабмина свои сложности с подотчетными ведомствами: НАПК и Госспецсвязь. Казалось бы, работу давно пора было наладить, а никак не выходит. По поводу системы е-декларирования молчит только Администрация президента. По состоянию на пятницу, украинцы не дождались отчета от президента. Гарант держит паузу, вместо того, чтобы подать пример подчиненным.

Президент говорит

Хотя в последнее время Петр Порошенко был занят вопросами безопасности. На прошлой неделе он вел переговоры в «нормандском формате», а потом делился впечатлениями по итогам встречи. В воскресенье, 23 октября, он дал интервью нескольким телеканалам. Заверил, что в дорожной карте Минских соглашений первыми пунктами пропишут прекращение огня на Донбассе и отвод техники. Он уточнил, что на второй день после выборов на оккупированных территориях украино-российскую границу должны передать под контроль нашим военнослужащим. Кроме того, президент пообещал, что до саммита Украина-ЕС, который пройдет 24 ноября, все документы по безвизовому режиму будут готовы.
Общаясь с журналистами, Порошенко в основном затронул темы обороны и внешней политики. Но в среду, 26 октября, все же добрался и до экономики.

Где брать деньги на 3200 грн «минималки»?

«С 1 января 2017 года в Украине не будет ни одного работающего человека, который будет получать меньше 3200 гривен», — заявил президент.
Сразу же тему повышения уровня жизни подхватили Кабмин и Государственная фискальная служба.

Рог изобилия

Премьер заявил, что ко второму чтению в законопроект о бюджете заложат минимальную зарплату на уровне 3200 грн. Глава ГФС Роман Насиров добавил, что на этой цифре не остановятся, а будут поднимать размер минималки сначала до 5 тыс., а до конца 2017 г. — до 7,5 тыс. грн.
Такая щедрость вызвала недоумение у многих экспертов. Вопросов появилось много и сразу. Не включат ли ради повышения печатный станок и не подстегнут ли инфляцию? Какими будут налоги малого и среднего бизнеса? Не вырастет ли безработица? И почему Кабмин вдруг решился на подобный шаг, уж ни готовится ли политикум к выборам? Последний вопрос – скорее риторический. Вероятность выборов сейчас многие отрицают.
Но если рывок стандартов не имеет под собой серьезных экономических оснований, у него все же могут быть политические основания. Пока власть предержащие показывают свои декларации, вопросов к их имуществу появляется все больше. Тут и высокое благосостояние родственников, и дорогие коллекции, и большие суммы наличных, и зарубежная недвижимость. Похоже на то, что обещание повысить минималку — это, скорее всего, не предвыборная обработка электората, а попытка смягчить общественное мнение.

Анна Гончаренко