За два дня до окончания срока подачи онлайн-деклараций, на сайте Национального агентства по предотвращению коррупции появилось уже более 87 тыс. документов, из которых почти 200 принадлежат депутатам Верховной Рады. Politeka узнала, что общего у деклараций оппозиционных и провластных депутатов, и что удивляет в жизни нардепов больше всего.

Наличные миллионеры

Одной из главных неожиданностей от проверки деклараций стали миллионные сбережения нардепов наличными.
Главными «властителями кэша» можно считать нардепов Блока Петра Порошенко. Например, депутат из Краматорска Максим Ефимов владеет несколькими десятками объектов недвижимости, 57 компаниями, в том числе на Кипре и Британских Виргинских островах, в Германии и Швейцарии, и хранит наличными $ 5 млн.
Депутат из Житомира Борислав Розенблат держит дома $ 2 млн, владелицей еще 1,4 млн евро является его жена Жанна. Кроме того, на банковских счетах семьи лежат более миллиона гривен, $ 88 тыс. и около 15 тыс. евро.

Декларациям быть: больше 90% чиновников уже отчитались об имуществе

Одессит Геннадий Чекита задекларировал почти $ 2 млн и полмиллиона евро наличности, $ 172 тыс. и 53 тыс. евро наличными хранит его коллега по фракции БПП Вадим Денисенко. Впечатляющая сумма в $ 1,83 млн есть на руках у их однопартийца Виталия Гудзенко.
Пример представителям президентского блока подает председатель фракции Игорь Грынив, который раньше предлагал закрыть информацию о наличных госслужащих на законодательном уровне. Он задекларировал на себя $ 210 тыс.
Их коллеги по правящей коалиции из «Народного фронта» также не отстают. Виктор Романюк держит в кэше $ 753 тыс., Максим Поляков — $ 251 тыс. и 650 тыс. грн.
Впрочем, среди владельцев наличных состояний засветились представители едва ли не всех фракций. Например, Виктор Галасюк из Радикальной партии задекларировал $ 217 тыс., Юрий Шаповалов из «Воли народа» — $ 1,9млн. $ 550,5 тыс. у Ивана Мирошниченко из «Самопомощи», $ 100 тыс. у Игоря Луценко из «Батькивщины».
Но еще больше объемами наличности поражают депутаты-мажоритарщики. Например, закарпатский нардеп Павел Балога задекларировал 1,3 млн евро, а бывший секретарь КГГА времен Черновецкого Олесь Довгий — $ 1,5 млн.
Депутат Блока Петра Порошенко Иван Винник пообещал Politeka, что в его декларации миллионных состояний не будет и выразил свое понимание того, почему чиновники хранят астрономические суммы именно в наличных.
«Если чиновники не доверяют институтам, которым сами управляют, — это значит, что нашей власти нужно эволюционировать еще долгое время. Например, если бы в США чиновник показал полмиллиона долларов наличными — он бы сразу имел признаки преступника, потому что все пользуются карточками », — сказал Винник.

Бриллиантовые часы, шубы из соболя и коллекция самоваров

Кольцо с бриллиантом из белого золота, кольцо с сапфиром и бриллиантами из белого золота, серьги из белого золота с бриллиантами, Rolex President, инкрустированный бриллиантами, шуба из соболя, сумка Hermes Kelly, сумка Hermes Birkin из кожи крокодила. Это не перечень содержимого чемодана звезды шоу-бизнеса. Это то, что внесла в декларацию жена народного депутата из фракции «Оппозиционный блок» Дмитрия Шенцева.
Сам нардеп интересуется куда более необычными вещами. Кроме трех ценных картин реалистов 20-го века, двух десятков старинных икон, автомобилей Porsche Cayeene, Range Rover и Lexus LS 460, чугуевский депутат коллекционирует самовары IX-XX века. Их у нардепа набралось уже 170 шт. Хорошая экспозиция для музея.

Как с помощью Prozorro дерибанят государственные деньги

Впечатляющий музей получился бы из имущества Олеся Довгого. Член «команды молодых профессионалов» скандального экс-мэра Леонида Черновецкого, а ныне представитель межфракционной группы «Воля народа» владеет коллекцией из 95 картин. Среди них самые дорогие и самые известные украинские художники: Анатолий Криволап, Илья Чичкан, Марко Гейко, Александр Богомазов и десятки других. Кроме картин, Довгий владеет пятью скульптурами Майкла Уилкинсона, двумя скульптурами Ивана Кавалеридзе, еще четырьмя скульптурами разных авторов. Стоит также вспомнить и об оружии с ингригующим названием «Меркель 12 калибра».
Картинами также увлекаются закарпатский депутат-мажоритарщик Михаил Ланьо, который собрал девять картин своих земляков 70-х годов прошлого века, Игорь Грынив, который коллекционирует старинные иконы ХІV- XVII века и известные работы представителей закарпатской школы живописи.
У экс-спикера Верховной Рады Владимира Литвина также есть иконостас из 32 икон, библиотека из 4,5 тыс. книг, «картина и т.д.» и три пары запонок. На фоне задекларированных только в банках почти $ 3 млн и более $ 350 тыс. наличными, запонки убеждают — опытный политик ничего не забыл.
Главным показателем статусности среди нардепов, особенно с большим опытом в политике, остаются дорогие часы. Так, представитель «Воли народа» из Волынской области Сергей Мартыняк тщательно перечислил в декларации все свои часы марки Patek Philippe, которых у него семь. Самые дешевые из них стоят 210 тыс. грн, а самые дорогие – 1,1 млн; в целом стоимость этих украшений достигает 4,6 млн грн.
По коллекции часов нардепа от группы «Возрождение» Виталия Барвиненко можно ориентироваться в последних трендах: Breguet, Vacheron Constantin, Patek Philippe, Ulysse Nardin, Harry Winston. Кстати, никаких источников дохода, кроме зарплаты в Верховной Раде и в Академии муниципального управления в Киеве, у него нет.

Что дальше?

В соответствии с законом, все чиновники класса «А» должны сдать свои декларации до 3о октября 2016 г. включительно. Далее НАПК проверит декларации и, в случае обнаружения подозрительных моментов, обратится в НАБУ, прокуратуру и налоговую инспекцию.
Тем чиновникам, которые вообще проигнорируют подачу деклараций, грозит до трех лет лишения свободы.
«Главное достижение электронного декларирования в том, что за средствами должностных лиц теперь можно будет следить в онлайн-режиме, — пояснил Politeka нардеп Виктор Чумак. — Вот появятся у тебя на руке часы, которых нет в декларации — сразу проверка. Увидели тебя несколько раз на автомобиле, которого нет в декларации — сразу проверка. Но, к сожалению, доказать законность происхождения активов к 2015 году будет очень тяжело».

Илья Лукаш