Результаты голосования в Соединенных Штатах обескуражили одних, привели в замешательство других и шокировали третьих. В который раз за последнее время (после Brexit и референдума в Нидерландах) оказались посрамлены социологи, отдающие преимущество кандидату от Демократической партии. А также те, кто утверждал, что вследствие сокращения количества белого населения в США сама демография – за демократов.

От расизма до отравления — самые громкие скандалы президентской гонки в США

По итогам подсчета голосов, Дональд Трамп выиграл все колеблющиеся и даже некоторые «условно демократические» штаты. Соперница Трампа Хиллари Клинтон уже поздравила республиканца с победой. Отреагировали и рынки: индекс Доу-Джонса рухнул на 750 пунктов, существенно ослабли доллар и мексиканское песо.

Самые грязные выборы

Избирательная кампания-2016 единогласно признана самой грязной в истории Соединенных Штатов. Таковой она стала еще на старте, на этапе праймериз. Тогда за право быть выдвиженцем от демократов сцепились Хиллари Клинтон – популист с не самыми лучшими моральными устоями, и крайне левый социалист Берни Сандерс. Штаб Клинтон уже тогда обвиняли в многочисленных манипуляциях. Возможно, благодаря им «еще одна из рода Клинтон» и выиграла внутрипартийную борьбу. Во всяком случае, аппарат Демократической партии вывернулся наизнанку, чтобы обеспечить номинацию именно ей. В среде республиканцев, где контроль партийной элиты не столь жесток, а реальных претендентов было как минимум пять, «внесистемный» Трамп сокрушил своих конкурентов одного за другим, поочередно вылив ушаты помоев на головы Джеба Буша, Теда Круза, Марко Рубио и Джона Кейсика.
В результате уже на старте избирательная кампания напоминала расклады из фильма «Чужой против Хищника». И предсказуемо обернулась чередой скандалов.
Во-первых, главного политтехнолога Дональда Трампа, Пола Манафорта, обвинили в получении крупных взяток от представителей режима Януковича. Не успел Манафорт покинуть штаб, как всплыла история с неуплатой миллиардером Трампом налогов в течение 18 лет.
Гвоздем в крышку гроба обещал стать сексуальный скандал, когда Трампа обвинили к приставаниям к 11 женщинам. Именно тогда ряд видных республиканцев в открытую выступили против своего номинанта, а кандидат от Великой старой партии Митт Ромни даже стал раскручивать технического кандидата Эвана Макмаллина с целью «увести» у Трампа традиционно республиканскую Юту. Ну, а в симпатиях к российскому диктатору Владимиру Путину Трампа не обвинял только ленивый. Тем более, что республиканец их и не скрывал.

Никто не знает, как теперь общаться с Трампом — Владимир Огрызко

Хиллари Клинтон, в свою очередь, обвиняли в хранении секретной переписки Госдепартамента на личном почтовом сервере, во вранье по этому поводу американскому народу, в попытках уничтожить доказательства по указанному делу, в том, что 650 тысяч этих документов каким-то образом оказались на ноутбуке экс-супруга ближайшей помощницы Клинтон Хумы Абедин. А также в нецелевых тратах денег из благотворительного фонда Клинтонов.
Тем не менее ситуация вроде бы благоволила кандидату от демократов. Ее поддержали бизнесмены Кремниевой долины, ведущие представители творческой интеллигенции и шоу-биза, популярный президент Барак Обама и его еще более популярная супруга Мишель. На стороне Хиллари были симпатии всего цивилизованного мира. Ее супруг, экс-президент Билл Клинтон, не шел ни в какое сравнение с женой Дональда Трампа, ранее рекламировавшей нижнее белье словенской моделью Меланией (кроме откровенных фото в неглиже, Мелания запомнилась еще и попыткой на плохом английском произнести речь, почти полностью «позаимствованную» у Мишель Обамы).


Наконец, Хиллари Клинтон с блеском выиграла все три раунда предвыборных дебатов. Но электоральная фортуна распорядилась иначе. Оказавшись в ситуации «американская Тимошенко против американского Жириновского», уставший от политкорректности и необходимости каждый раз голосовать в соответствии с навязанными стереотипами, избиратель отдал предпочтение последнему.

Что ждет Америку?

Напомним, что вчера, кроме выборов главы государства, американцы выбирали еще и законодателей: всю нижнюю палату Конгресса (435 парламентариев) и треть Сената (34 сенаторов из 100). По предварительным итогам, республиканцы получили большинство в обеих палатах. Таким образом, Великая старая партия сосредоточила в своих руках всю власть в стране.
Рискнем предположить, что в вопросах внутренней политики Конгресс и Трамп будут работать рука об руку. Значит Соединенные Штаты ждет реализация основных положений Республиканской партии: сокращение налогов, урезание социальных расходов, ужесточение борьбы с нелегальной миграцией, предоставление правоохранителям более действенных механизмов борьбы с преступностью. И, разумеется, демонтаж главного наследия уходящего президента – реформы здравоохранения, так называемой, Obamacare.
Куда больше вопросов касательно политики внешней, равно как и аспектов внешнеэкономической деятельности. Известно, что следующий хозяин Белого дома – сторонник модели жесткого протекционизма.


Среди его предвыборных обещаний – выход США из ряда важнейших договоров по свободной торговле. В частности, из Транстихоокеанского партнерства, объединяющего Соединенные Штаты, Канаду, Австралию и крупнейшие экономики Азиатско-Тихоокеанского региона; а также из NAFTA – соглашения по свободной торговле с Мексикой и Канадой. Очевидно, не все готовы будут поддержать решения, ведущие к свертыванию глобализации и демонтажу современной экономической модели в масштабах всей планеты.


А вот что касается внешней политики и вопросов безопасности, то весь мир должен быть готов к ослаблению американского присутствия в Евразии. Во время предвыборной кампании Дональд Трамп неоднократно высказывался о неэффективности НАТО и о том, что союзники США, в том числе и члены НАТО, должны платить за американский военный зонтик. Возможно, сия чаша минует традиционных союзников Вашингтона на Дальнем Востоке. По крайней мере, отдельные высказывания Трампа дают основания предположить, что Соединенные Штаты изберут линию жесткого сдерживания Китая. В таком случае американские базы в западной части Тихого океана будут сохранены и даже усилены.

А чего же ждать нам?

Однозначно триумфальный въезд в Овальный кабинет человека, который систематически отзывался комплиментарно о России и Путине; человека, обещающего рассмотреть вопрос признания Крыма и отмены антироссийских санкций; человека, уважающего только силу, и вместе с тем – неискушенного в элементарных вопросах внешней политики, мировой дипломатии и государственного управления, не предвещает ничего хорошего нашей стране. Есть вероятность, что аналитики, повторяющие о последовательности американской внешней политики в отношении Кремля, выдают желаемое за действительное.
Учитывая крайнюю непоследовательность Дональда Трампа в отношении украинско-российского конфликта, можно предположить, что формирование взглядов 45-го президента будет во многом зависеть от позиции его администрации. А кто будет той самой свитой, играющей короля, нам еще только предстоит узнать. Известно, что следующий вице-президент, действующий губернатор Индианы Майк Пенс – человек со сложившимися взглядами на вопросы внешней политики. И взгляды эти, к счастью, диаметрально расходятся с высказываньями самого Трампа.

пенс

В частности, в лучших традициях Холодной войны и американского неоконсерватизма, Пенс назвал Путина «маленьким драчливым лидером», а Россию – «опасной страной, и что Соединенным Штатам надо действовать по отношению к ней агрессивно».
Очень многое также будет зависеть от личности нового Госсекретаря. Ходят слухи, что внешнеполитическое ведомство может возглавить ультраконсерватор, экс-спикер Палаты представителей Ньют Гингрич. О его отношении к нашей стране, а также о позиции в отношении России известно немного. Так, на последней встрече Форума YES, Гингрич заявил, что администрация Трампа может разблокировать предоставление Украине летального оружия, но только на условиях продажи. Насколько серьезны были намерения Гингрича, и каковы могут быть шаги возглавляемого им Госдепа – вопрос открытый.
Еще меньше оптимизма внушают ближайшие советники Дональда Трампа. Так, эксперт миллиардера по России — бывший консультант «Газпрома», 44-летний инвестиционный банкир Картер Пейдж. Он охотно признает, что понес убытки в результате санкций, наложенных на Россию в связи с аннексией Крыма и конфликтом на востоке Украины, и выступает за их отмену. В конце сентября американские спецслужбы инициировали проверку возможных связей Пейджа с Кремлем.
Еще один сомнительный персонаж – генерал, экс-руководитель военной разведки Майкл Флинн, которого прочат в кресло главы Пентагона. Недавно в сети всплыла фотография, на которой Флинн сидит за одним столом с Путиным и его ближайшим окружением на праздновании десятилетия российского пропагандистского канала Russia Today.

минобороны

Кроме того, в числе людей, влияющих на формирование мнения будущего президента, — профессор Стивен Коэн, которого критики называют «путинским дружком», а также члены палаты представителей, республиканец Дейна Рорабейкер и демократ Алан Грейсона, которые голосовали против помощи Украине.
Мы не знаем, какой подход в отношении нашей страны возобладает. И смогут ли нам помочь многочисленные симпатики нашей страны из стана республиканцев. Большинство из них оказались по другую сторону баррикад, открыто призывая голосовать за Хиллари Клинтон. Вряд ли их голоса будут услышаны новой администрацией. Максимум, на который мы можем рассчитывать, – проукраинские резолюции в Конгрессе.

Как советник Януковича обеспечил победу одиозному Трампу

Возможно, Трамп-президент окажется совсем не похож на Трампа-кандидата. Возможно, два альфа-самца быстренько рассорятся, как Путин поссорился с Эрдоганом. Но, до этого, во-первых, надо дожить. Во-вторых, не факт, что даже антироссийская позиция Белого дома будет означать автоматическую поддержку нашей страны. Нужно понимать, что даже при самых лучших раскладах новая администрация не будет питать к Киеву и малой толики той симпатии, которая была свойственна команде Барака Обамы. Нам следует забыть о многочасовых и регулярных телефонных звонках Джо Байдена Петру Порошенко, в которых вице-президент пытался наставить Петра Алексеевича на путь истинный. Попрощаться с мыслью о том, что кто-то будет подстегивать реформы в Украине. И свыкнуться с тем, что никто не будет проводить кулуарную политику среди европейских партнеров, убеждая оных сохранить проукраинский фронт.
Разумеется, нужно пытаться выстроить отношения с новой администрацией. Попытки делать комплименты в адрес нового главы Белого дома, подобные той, которую предпринял экс-губернатор Одесской области Михаил Саакашвили, должны всячески приветствоваться. Более того, возможно установление нормальных персональных контактов по линии Трамп-Порошенко: два миллиардера теоретически способны найти общий язык. Если встреча когда-нибудь состоится.
Вместе с тем, надеясь на лучшее, не стоит слишком тешить себя иллюзиями. В наступающем новом мире Дональда Трампа мы должны понимать, что рассчитывать можно лишь на себя.

Максим Викулов