Однако уже в первых числах декабря «зеленый» вновь преодолел психологически важную отметку в 26 гривен. Ряд экспертов связывают турбулентность с возможным срывом сроков выполнения программы МВФ и предоставления очередного транша в $1,3 млрд. Politeka анализировала, каковы шансы получения очередного транша и что будет, если Украина провалит «домашнее задание» госпожи Лагард и останется без денег.

С начала 2016 года национальная валюта девальвировала на 7%. В сравнении с предыдущими двумя годами, когда по темпам обесценивания гривна была в числе мировых чемпионов, это не так уж много. Впрочем, без сентябрьского $1 млрд от МВФ и сопутствующих кредитных программ от ряда других стран и финансовых организаций, все могло бы сложиться гораздо хуже. Ведь кредит МВФ – действенное успокаивающее средство для отечественного финансового рынка и важнейший ориентир для международных инвесторов. Если Фонд дает деньги, значит с этой страной можно иметь дело.

Угроза девальвации

По мнению ряда экономистов, последние колебания на валютном рынке были вызваны ростом сомнений относительно перспектив продления программы на фоне достаточно настороженных заявлений руководства НБУ.

Глава Нацбанка Валерия Гонтарева в ноябре раскритиковала Верховную Раду за отсрочку принятия ключевых для получения транша в этом году реформ, прежде всего, земельной и пенсионной. В МВФ уже давно настаивают на необходимости снижения дефицита Пенсионного фонда, однако реформа требует принятия непопулярных решений в социальной сфере.

«Риск в том, что структурные реформы, необходимые для обеспечения устойчивости экономики, проводятся в стране все медленнее и медленнее. Украина стоит перед угрозой остаться без поддержки международных организаций», — сказала Гонтарева.

В связи с этим прогноз по росту золотовалютных резервов до $17,5 млрд на конец года может быть ухудшен, ведь он включает $1,3 млрд МВФ и €600 млн от ЕС, которые тесно связаны с программой Фонда.

Несколькими днями позже риторика НБУ смягчилась. Гонтарева, а затем и другие высокопоставленные чиновники Центробанка ключевым условием для сохранения шансов на новогодний «подарок» от Фонда назвали принятие сбалансированного бюджета с реалистичными макроэкономическими показателями в первой декаде декабря.

Если же Украина опять не выполнит «домашнее задание», шансы на получение транша до Нового года станут нулевыми. НБУ в таком случае не берется гарантировать макроэкономическую стабильность. В 2017 году Украине предстоит сделать платежи по внешнему долгу на сумму около $1,6 млрд, а также вернуть МВФ больше $1 млрд по программе stand-by. Чиновники Нацбанка не называют слово «девальвация» открыто, но, среди прочего, это подразумевается.

Зимуем без транша

О шансах на получение транша уже в этом году и возможных последствиях отсрочки кредитной программы МВФ Politeka поинтересовалась у старшего аналитика Международного центра перспективных исследований Александра Жолудя.

Эксперт полагает, что транш МВФ в этом году Украина не получит. Это связано как раз с тем, что Киев запаздывает с принятием ряда важных законов. В частности, речь идет об изменениях в пенсионной системе.

«Один из ключевых показателей, на которые обращает внимание МВФ, – это предельный уровень бюджетного дефицита. Им важно посмотреть, какой именно дефицит будет утвержден, поскольку именно он влияет на формальные показатели. Поэтому и бюджет, и принятие ключевых законопроектов являются важными факторами», – считает Жолудь.

При этом поднятие уровня минимальной зарплаты до уровня 3200 гривен не будет иметь ключевого значения, поскольку МВФ смотрит на общую картину. Его не так волнует, на что именно тратятся деньги бюджета, сколько беспокоит то, чтобы бюджет был сбалансирован. По мнению экономиста, в целом бюджет-2017 является реалистичным и основной вопрос заключается в принятии необходимых реформ. Если Верховная Рада не сработает вовремя, то сроки выделения транша могут затянуться.

Экономист полагает, что отсутствие транша точно не добавит гривне стабильности. Однако в нынешних условиях и наличие денег Фонда не гарантирует устойчивость национальной валюты.

«Колебания курса гривны возможны как с траншем МВФ, так и без него, поскольку мы перешли к свободному курсообразованию. В целом без транша у нас будет меньший запас валюты, что увеличивает вероятность некоторого ослабления гривны», – считает эксперт.

Многие инвесторы также обращают внимание на реализацию реформ, утвержденных в программе Фонда. Значит непредостовление транша несет риски и для программы приватизации. Но, по мнению экономиста, все не так однозначно.

«Программа приватизации больше тормозится с украинской стороны, чем со стороны потенциальных инвесторов, – говорит экономист. – Некоторые лоббистские группы заинтересованы в том, чтобы сохранять контроль над менеджментом компаний из-за того, что они могут в таком случае направлять денежные потоки этих компаний через свои фирмы».

Верховная Рада собирается голосовать за бюджет-2017 на этой неделе. Но, похоже, что игроки валютного рынка начали заранее готовиться к неприятным сюрпризам и затягиванию сроков. Пятница, 2 декабря, стала для гривны на редкость неудачной. Утренние котировки 5 декабря на межбанке находились на отметке 25,70/25,80 гривен, однако спрос на валюту явно превышал предложение. Доллар в течение дня резко укрепился, поднявшись вплотную к психологически важному уровню в 26 гривен (25,93/25,99). НБУ, к разочарованию, игроков на этот раз с интервенцией не вышел. В понедельник утром гривна продолжила свое стремительное падение.

Андрей Мастыкин