За три года войны на Донбассе образовался своеобразный вакуум – несмотря на многочисленные переговоры и «беспокойство», решения конфликта так и не нашлось. Никто из европейских лидеров не предложил эффективного плана мирного урегулирования. «Минск» себя не оправдывает, взамен ничего стоящего так и не придумали.

«Голодные игры» Кремля

Последние обстрелы Авдеевки только подтвердили тот факт, что Россия до сих пор играет с международным сообществом в геополитику местного разлива «пан или пропал».

Блокада, новый статус Донбасса и отмена санкций – из-за чего в АТО снова стреляют

Именно поэтому убийство командира батальона боевиков «Сомали» Михаила Толстых («Гиви») стало еще одним дополнительным маркером во всей этой непростой комбинации.

Конечно, теорий относительно того, кто и почему его ликвидировал, уйма. Но факт остается очевидным – с псевдополитической арены ОРДЛО исчез известный, хотя и типично люмпенского характера, лидер. Ведь для большинства россиян и их сторонников на оккупированных территориях «Гиви» был мифологическим персонажем — тем, кто соответствует их представлениям о справедливости и истинной силе.

Двое горе-«атаманов»

То, что продукт «русского мира» погиб от рук своих же «братьев-ополченцев», – интересный факт. И здесь напрашивается параллель с убийством «Моторолы».

Ликвидация последнего состоялась накануне встречи в «нормандском формате». Эксперты говорили о том, что она может повлиять на ход переговоров, но прямых последствий все же не было. Будут ли последствия в ликвидации «Гиви», покажет время. Но она также произошла на фоне серьезных событий: недавнего общения Трампа и с Путиным, и с Порошенко, ожидаемой встречи украинского и американского президентов и ежегодной конференции по безопасности, которая проходит в Мюнхене.

На первый взгляд, где «атаманы», а где геополитика? Но связь, возможно, есть.

И в случае с «Моторолой», и с «Гиви» в непризнанных республиках говорят о деятельности украинских диверсантов, а в Украине – о руке Кремля. Одним из интересантов сейчас называют главаря «ДНР» Александра Захарченко. Нардеп Дмитрий Тымчук, в частности, говорит о том, что «Гиви» нарушил монополию лидера донецких боевиков на общение с российскими кураторами.

«В «Сомали» «Гиви» еще больше возненавидели за обострение глупости и самоубийственные приказы, плюс странное ранения», – уточнил Тымчук.

Очевидные версии: борьба за сферы влияния внутри «ДНР», разборки между теми, кто контролирует ресурсы. Не стоит списывать со счетов и ликвидацию «Гиви» за его военные преступления. Но главное то, кем была данная фигура – боевик «из народа» (он родом из Иловайска), активно засвеченный в пропагандистских российских СМИ, безжалостный к украинским военнослужащим. Так же, как и «Моторола», отличный персонаж для пропаганды, и совершенно неприемлемой для украинского общества была бы его амнистия. Здесь стоит вспомнить о том, что в Минских соглашениях амнистия как раз и предполагается.

После ликвидации целого ряда боевиков – «Моторолы», главаря группировки боевиков «Привидение» Мозгового, «Гиви» – «полевых командиров» почти не осталось. Среди тех, кто однозначно ассоциируется с военными преступлениями, есть руководители «ЛНР» и «ДНР». И общество также не позволит амнистировать, но таких к себе забирает Россия. Чтобы потом также убрать или держать для раздражения, как Стрелкова-Гиркина.

«А эти оставшиеся, которые якобы не убивали, а просто стояли на блокпостах, – рассуждает Семен Семенченко. – Вот их мы и амнистируем. И будем делать из ОРДЛО Чечню. Как Путин. С армейскими корпусами переделанными в народную милицию. И будем продолжать воровать миллиарды только уже под крылышком Путина. Но в вышиванке и с «жить по-новому». А вместо титушек и «беркута» – «народные милиционеры» из ОРДЛО. Те, что якобы не убивали и теперь якобы «наши люди».

«И ты, Брут?»

По словам самих же главарей боевиков «ДНР», Игоря Стрелкова (Гиркина), за «Гиви» следили.

«Убийство Толстых – результат отвратительной работы контрразведки «ДНР». Выстрел пришелся ровно на тот момент, когда «Гиви» находился в своем рабочем кабинете, что подразумевает наличие либо камеры скрытого наблюдения в его кабинете, либо агентуры в его близком окружении и/или на объекте», – сообщил боевик.

Остановит ли американское оружие российскую агрессию?

По мнению политолога Александра Кочеткова, «Гиви» предали свои же.

«Когда речь идет о профессиональной ликвидации, то там главный критерий – надежность выполнения задания, – убежден Кочетков. – То есть используется тот способ, который максимально гарантирует летальный исход. В случае с «Гиви» – это выстрел из снайперской винтовки, подрыв автомобиля или другого места, где объект ликвидации был в заранее известной точке, или быстродействующий яд. Выстрел из ручного гранатомета в окно кабинета категорически не дает такой надежности: состояние объекта может меняться, мощность взрыва относительно невелика».

Эксперт убежден, что «Группа Вагнера», которая занимается зачисткой боевиков по заданию Кремля, – профессионалы.

«Если бы действовала наша ДРГ – это тоже были бы профессионалы. «Гиви» обнулили свои, местные, которые пристроились в ликвидационный тренд, – считает политолог. – Дело в том, что «Гиви» был фигурой отвратительной, даже по «ДНРовским» меркам: тупой, наглый к произволу, жадный, самовлюбленный, трусливый – типичный представитель «русскомирной шпаны». Своими выходками вместе с намерением свалить с Донбасса, а перед этим «запаковаться по максимуму», он достал в Донецке очень многих. Его реально ненавидели и мечтали свести счеты. И, судя по СМИ, удалось. В общем, что Москва не добила, то местные сровняли».

Выборы любой ценой – миф или реальность

Также, по мнению многих экспертов, убийство «Гиви» – подготовка электорального поля.

В Германии уже неоднократно говорили, что на Донбассе необходимо провести выборы даже в присутствии российских войск. Этот же тезис повторил немецкий посол Эрнст Райхель и сразу же наткнулся на волну возмущения. Дошло даже до того, что украинские политики решили ему бойкот устроить.

Беда в том, что посол лишь пересказал своими словами ключевую идею западных лидеров – поставить точку в российско-украинском конфликте.

А уничтожение таких как «Гиви» действительно может быть зачисткой перед возможным примирением с Россией. Своеобразный задел на будущее от оккупантов.

Смерть боевика «Гиви» – еще один пазл, который стоит вложить в геополитическую мозаику. От того, насколько качественно и профессионально украинская сторона сможет увидеть картину действительности и выработать стратегическую линию поведения, будет зависеть очень многое. Прежде всего – установление мира на Донбассе. И здесь стоит быть бдительными, ведь Украина, учитывая нынешнее положение вещей, может потерять свою субъектность в процессе переговоров. Последствия могут быть катастрофическими.

 Романия Горбач, Анна Гончаренко