Государственная фискальная служба с момента своего создания в 2014 году является постоянным генератором информационных поводов. Что неудивительно ― ведь ведомство, объединившее налоговые и таможенные службы, должно обеспечивать более половины всех поступлений в госбюджет Украины. Соответственно, интерес к тому, как функционирует эта огромная махина, у СМИ очень велик

Однако путь ГФС оказался, мягко говоря, небезоблачным. Первый глава Службы Игорь Белоус не продержался на своей должности и года ― вначале он был временно отстранен правительством из-за многочисленных жалоб бизнеса на коррупцию, а затем принял решение уволиться по собственному желанию. Ситуация с коррупцией, впрочем, за прошедшее время не улучшилась ― и скандалы вокруг действий таможенников и налоговиков разного уровня разгораются едва ли не ежедневно.

Принуждение к коррупции стало причиной увольнения одного из сотрудников среднего эшелона ГФС, который согласился рассказать о том, как на самом деле устроена Служба и почему для многих ее сотрудников государственные интересы не имеют ровным счетом никакого значения. В целях безопасности нашего героя мы оставляем в секрете его имя. А переданные им сведения, надеемся, станут причиной крепко призадуматься как нынешнее руководство ГФС, так и те службы, которые должны обеспечивать верховенство закона во всех сферах деятельности государства.

Часть первая.

Для меня днем Х стало 11 ноября прошлого года: когда вместо уволившейся Юлии Марушевской на пост главы Одесской таможни, пусть и в качестве и.о., был назначен Алексей Василенко. Это был настолько символический и лицемерный акт, что я написал заявление об уходе.

Дело в том, что Марушевская ― как бы к ней ни относились внутри ГФС и за ее пределами ― была все-таки определенным символом… Даже не знаю, чего точно. Наверное, возможности перемен. Конечно, при ней с контрабандой в Одессе не разделались, даже близко к этому не подступились. Но сам факт того, что на такую должность может быть назначен новый человек, а не отобран очередной «старый солдат», на многих действовал вдохновляюще.

Конечно, есть такой момент, что эффективно работать таможенником может только специалист с опытом. Причем значительным. Так заведено, и это правильно. Но в определенный момент эта жесткость системы начинает работать против нее самой. И тогда ни о какой законности и прозрачности таможни речь идти не может ― остается сплошная коррупция.

Так вот. Господин Василенко ― представитель как раз этой старой гвардии.

василенко

Алексей Василенко. Фото канал «Рада»

Через пару лет он готовится праздновать свой четвертьвековой юбилей работы на таможне (как следует из его официальной биографии). И было бы чрезвычайно наивно думать, будто причиной столь многолетнего успешного удержания в системе является лишь доблестное выполнение своих должностных обязанностей.

Я могу поделиться некоторой инсайдерской информацией.

Например, о том, что Василенко входит в орбиту людей, приближенных к нынешнему замглавы ГФС Мирославу Продану. И именно с подачи Василенко на свои должности были назначены глава Днепропетровской таможни Сергей Сличко, а также одиозные братья Виталий и Сергей Черкуновы. Помните выражение «талантливые семьи»? Так вот, они никуда не делись. Виталий Черкунов руководит Львовской таможней, а Сергей ― Запорожской. Правда интересное совпадение? Напоминает пустивший глубокие корни феодальный клан. Тем более что все вышеуказанные личности ― выходы из одного края, Донбасса.

Да и результаты их работы в структуре известны. Теперь, когда Одесская таможня после назначения Василенко полностью вернулась под управление клана, грузы из Одесского порта перенаправляются на оформление именно на эти таможни ― Львовскую, Днепропетровскую, Запорожскую (конкретнее — на таможенный пост «Мелитополь»). Именно сюда текут золотые реки нелегального оформления импорта по «льготным условиям». Конечно же, к официальным показателям таможен это не имеет никакого отношения.

Кстати, интересно, что Виталий Черкунов назначался главой Львовской таможни уже дважды. И ладно бы его скандалы ограничились лишь тем, что его сын любит разъезжать на раритетном «Ягуаре» стоимостью в полмиллиона. Бог с ним.

Снимок2

Фото «Наші гроші. Львів»

Но ведь зарабатывают на подобные радости жизни Черкуновы не самостоятельно. А, фактически, эксплуатируя своих подчиненных. И толкая их на преступление.

Мне достоверно известно, что после назначения Черкунова перед инспекторами таможни было поставлено условие: им необходимо переоформиться на собственные должности. Еще раз ― работающим людям необходимо повторно пройти процедуру оформления на работу. Естественно, не бесплатно. И естественно, что называемые расценки существенно превышают зарплаты инспекторов в 3000 грн. А именно ― речь идет о суммах от 5000 до 50 000 долларов. Ну а чтобы не стать объектом служебной проверки «за дисциплинарные нарушения», нужно выложить 10 000. Таким образом, инспекторов абсолютно сознательно и целенаправленно толкают на то, чтобы нарушать закон и брать поборы с предпринимателей ― лишь бы сохранить свое место.

Ну а далее выстраиваем логическую цепочку: Черкунов–Василенко―Продан. И делаем выводы о том, как зарабатываются деньги на таможне. И идут ли далее они в госбюджет, либо же в чьи-то карманы.

продан

Мирослав Продан. Фото «Схеми»/ Радіо Свобода

Впрочем, удивительно ли это? Ведь и фигура самого Продана вызвала недоумение, когда он был назначен на свою нынешнюю должность ― второго по статусу человека в ГФС. Поскольку непосредственно до назначения Продан фигурировал сразу в трех уголовных производствах относительно незаконного экспорта украинских орехов через Винницкую ГФС (где наш герой работал ранее). Но как только информация об этом стала публичной ― Винницкая прокуратура в один день молниеносно закрыла сразу все дела. Не возникло у начальства Продана и вопросов относительно его стиля жизни ― явно превышающего те возможности, которые были описаны в налоговой декларации.

Увы, это не случайность в отлаженной системе ГФС, как о ней часто рапортуют руководители страны. Как покажут мои следующие публикации, речь идет о печальной закономерности.