По словам ряда мировых лидеров, такой подход – единственное на сегодня действенное средство давления на агрессора, которое, вместе с Минскими соглашениями, сдерживает дальнейшую эскалацию конфликта на Востоке.

Экономическое давление против РФ применили США, Евросоюз, а также 13 стран, среди которых  Канада, Австралия, Япония и Швейцария. Всего в «черном списке» оказались 146 человек и 37 компаний.

В декабре 2016 года Евросоюз продлил секторальные санкции против России до июля 2017 года. Также, со своей стороны, предшественник Трампа – президент США Барак Обама продлил действие американских санкций до 6 марта 2018 года «из-за непрерывной русской агрессии против Украины и оккупации Крыма».

Politeka выясняла, что же изменилось за три года действия санкций, насколько сильно они ослабили РФ и готов ли Запад дальше жертвовать своими бизнес-интересами ради Украины.

Начало противостояния

Первыми санкции против России ввели США – касательно 11 человек. Почти сразу аналогичный шаг сделал Евросоюз (относительно 21 человека) и Канада. Стартовый этап ограничений предусматривал приостановление процесса переговоров Евросоюза и России о смягчении визового режима и нового соглашения о партнерстве.

Также был приостановлен процесс подготовки к саммиту G8, в котором должна была участвовать РФ.

С тех пор санкционный список постоянно увеличивался. Сейчас он насчитывает более сотни человек и несколько десятков компаний. Всем, кто попал под действие санкций, запрещается въезд на территорию США и ЕС, а активы компаний заморожены.

Американские ограничения содержат санкции против 141 физического лица и 110 юридических лиц, а также секторальные санкции против 258 юридических лиц, определенных Министерством финансов США.

Ограничения направлены, прежде всего, «против компаний в российской финансовой отрасли, энергетике и оборонном секторе, учреждений, осуществляющих хозяйственную деятельность в оккупированном Крыму, а также против физических лиц, ответственных за попытки РФ подорвать стабильность и территориальную целостность Украины».

Экономические потери России

По словам экспертов, убытки РФ от действия санкций достигли сегодня свыше $250 млрд.

Трамп против медиа: зачем президент США вступил на тропу войны с прессой

В частности, чувствительным для экономики стало влияние финансовых санкций – ограничение внешних заимствований. По данным PwC (международная сеть компаний, предлагающих профессиональные услуги в области консалтинга и аудита – ред.), если в досанкционном 2013-м российские эмитенты привлекли путем еврооблигаций $46,4 млрд, в 2014-м – всего $10,4 млрд, а в 2015-м – чуть более $5 млрд.

Согласно научному докладу, опубликованному на сайте Государственного департамента США, «средняя компания, попавшая под санкции, или связанная с ней фирма, теряет около трети операционного дохода, около половины стоимости своих активов и примерно треть сотрудников по сравнению с похожими компаниями, которые не попали под санкции».

В докладе, в частности, утверждается, что «четыре раунда введенных санкций, нацеленных на ближний круг Путина, несколько российских банков, оборонную промышленность, и энергетический сектор, смогли коснуться именно этих конкретных субъектов, не причинив значительный ущерб российской экономике в целом».

Ответ Кремля

Московских руководителей, очевидно, не очень огорчает санкционная действительность. Они неоднократно заявляли, что никакого дискомфорта от санкций не чувствуют, а вот ухудшение экономической ситуации – «исключительно внутренние проблемы, которые, в основном, связаны с падением мировых цен на нефть». Однако там все-таки решили не отставать, применив свои антисанкции против «загнивающего Запада».

В частности, закрыли въезд в страну нескольким гражданам США, а президент Чечни Рамзан Кадыров ввел санкции против президента США Барака Обамы и чиновников Евросоюза, «запретив» им въезд на территорию Чечни и «заморозив» их активы.

Кроме того, Россия ввела сплошной запрет на поставки говядины, свинины, овощей и фруктов, мяса птицы, рыбы, сыров, молока и молочных продуктов из стран ЕС, США, Австралии, Канады и Королевства Норвегия. Однако впоследствии правительство РФ отменило часть этих ограничений.

Цена демократии

Введенные санкции нанесли ущерб экономике 27 европейских стран (без учета Хорватии) в размере 17,6 млрд евро и потере 400 тыс. рабочих мест. Об этом говорится в докладе австрийского института экономических исследований (WIFO).

Бизнес на войне: что сепаратисты «экспортируют» в Украину

Эксперты оценивали эффект от санкций на основании статистики за 2015 год.

По их данным, Австрия потеряла 550 млн евро и 7 тыс. рабочих мест. Больше всего пострадала Германия – там меньше стало на 97 тыс. рабочих мест и общий ущерб оценивают и более чем в 6 млрд евро.

По потерям ВВП в первой пятерке после Германии с большим отрывом следуют Франция, Польша, Италия и Чехия.

Однако экономисты WIFO отмечают, что ухудшение внешнеторговых показателей ряда европейских стран связано не столько с «войной санкций», а с ослаблением российской экономики в результате обвала нефтяных цен и девальвации рубля.

Украинская реакция

С начала аннексии Крыма и войны в Донбассе, Киев призывает своих партнеров усилить санкции против агрессора. Однако современная политическая ситуация в Европе и изменение истеблишмента в США этому не слишком способствует.

На Западе все чаще звучат идеи о «пересмотре отношений с Россией». Центральная точка в ​​примирении с агрессивным Кремлем – вопрос снятия санкций.

Также украинской стороне часто говорят, что, несмотря на требование Киева усилить экономическое давление на агрессора, не видно особой активности по введению, собственно, украинских санкций против РФ.

Согласно официальным данным, в отечественный санкционный список попали 682 человек и 271 компания. Это граждане России, Украины, представители самопровозглашенных республик на Донбассе, а также граждане ряда европейских стран и Израиля.

Украинские предложения предусматривают блокирование активов, временные ограничения пользования принадлежащим им имуществом, предотвращение вывоза капиталов за пределы Украины, а также визовые ограничения.

Решением СНБО Украина прекратила любое военно-техническое сотрудничество, а также сотрудничество в военной сфере и сфере безопасности с РФ.

Виктор Небоженко, директор центра социологических исследований «Украинский барометр»:

Небоженко интервью2
— Санкции сначала имели совсем иную функцию. Тогда они помогли остановить российское наступление, позволили собраться Украине с силами, реконструировать армию. Сегодня же не играют значительной роли. Да и сама Украина не слишком помогает: российский бизнес прекрасно здесь себя чувствует, как и российские СМИ.

Поэтому Запад нашел другие инструменты давления. Прекрасно понимает, что усиливать сегодня нужно не так санкции, как военно-политическую помощь Украине. Параллельно – создание разнообразных поводов для морально-психологического унижения России, например, в случае с допинговым скандалом, списком Магнитского. Последний является блестящим ударом по России. Согласно этому закону, любая западная законопослушная страна имеет право арестовывать собственность россиян, если те не в состоянии доказать ее легитимность. Это для российского истеблишмента гораздо опаснее.

Авторитарному режиму санкции не мешают. Напротив, снижение уровня жизни населения как раз могут удобно объяснить действием санкций. Сумели перестроить свою экономику – на низкий уровень развития. Всех это вполне устраивает.

Санкций с украинской стороны практически нет. Можно, конечно, сказать, что ввели санкции против России в сфере военно-космической отрасли. Но это война, тут ничего не поделаешь. Несмотря на это, в Украине есть русская собственность на $16 млрд. Во времена правления Гонтаревой вдвое увеличилось присутствие российского капитала. Не говоря уже о засилье информационной пропаганды. Причина – коррупционная зависимость политического класса Украины от Москвы.

Как Европа может помогать нам, если терпим гигантские торговые потоки между оккупированным Донбассом и Украиной? Понятно, что воспринимают все, как игрушечную войну, ведь руководствуются фактами, а не эмоциями.

Учитывая отечественные реалии, Трамп скажет Украине то же самое, что раньше говорил Обама: «Ваша свобода в ваших руках, мы вместо вас не будем бороться». Он – бизнесмен. Для США мы остаемся союзниками, хотя и слабыми. Но там понимают – если страна глубоко коррумпирована и руководство не справляется, то его надо менять. Скорее всего, это и сделают – будут менять геополитический ландшафт Украины, ставя здесь политиков, которые могли бы защищать национальные интересы страны, которые, в частности, совпадали бы с геополитическими интересами США.

Георгий Чижов, руководитель исследовательских программ Центра содействия реформ:

172061
— Когда санкции только вводили, Россия делала вид, что ее это очень смешит. Запас прочности тогда был и до сих пор сохраняется. Персональные санкции не были критическими. Гораздо важнее оказались секторальные и финансовые. Понятно, что их действие ощущается лишь со временем.

В прошлом году российские официальные лица начали активно работать, чтобы санкции все же снять. Пока их усилия не увенчались успехом. Экономический коллапс может быть только тогда, когда западные лидеры будут сохранять единство в вопросе санкций и они будут продолжаться еще несколько лет.

Российские независимые экономисты оценивают долю санкций в общей экономическом кризисе России – 10-15%. В общем, сложно оценить конкретную цифру убытков. Болезненным, конечно, является то, что РФ не может перекредитоваться. Соответственно, вынуждена отдавать проценты по ранее взятым кредитам. Для этого нужно проводить очень жесткую финансовую политику, сдерживая инфляцию, тем самым сдерживая потребления. Несмотря на заверения о преодолении кризиса, он будет продолжаться.

Ключевая цель Украины не в том, чтобы нанести экономический ущерб России, а в том, чтобы заставить ее руководство изменить свою политику. Для этого санкции должны продолжаться, чтобы Россия понимала, что у нее нет другого варианта. Ведь сейчас все усилия направлены на то, чтобы продержаться.

На Западе, действительно, звучат отдельные голоса о смягчении санкций. Может повториться ситуация как с Китаем. В 1989 году, после жестокого разгона студентов, против Китая тоже ввели санкции. Со временем их отменили, несмотря на то, что китайский режим не демократизировался. В России убеждены – время на их стороне.

Не исключено, что и Трамп хочет вести переговоры о снятии санкций. ЕС все время ориентируется на ужесточение американских санкций. Если в Вашингтоне возьмут курс на ослабление давления в отношении России, то ЕС будет сложно удерживать позиции.

Острота восприятия России в мире спала. Все привыкли, что в Крыму – российская администрация, на Донбассе – в вялом режиме продолжается война. Нет новых ярких раздражителей. Понимают, что вопрос Крыма быстро не решится. Запад может сохранить в связи с крымским вопросом формальные, незначительные санкции. Если изменится историческая ситуация, вполне вероятно, что первыми поддержат возвращение Крыма в состав Украины.

Романия Горбач