Сколько бы представители БПП и «Народного фронта» не говорили о том, что коалиция живет и процветает, сухие математические подсчеты свидетельствуют об обратном. По данным сайта Верховной Рады, на сегодняшний день суммарное количество депутатов, входящих в две коалиционные фракции, составляет 222 человека при необходимом минимуме 226.

За Балаклею и Вороненкова никого наказывать нельзя!

Казалось бы, четыре недостающих «штыка» — капля в парламентском море, однако соратникам президента Порошенко и экс-премьера Яценюка нужна более серьезная поддержка для результативных голосований. Тем более, не за горами 14 апреля, когда правительство, лишившись иммунитета, защищающего его от отставки, обязано презентовать свою программу на текущий год и заручиться ее одобрением со стороны депутатского корпуса. Именно поэтому в кулуарах снова заговорили о вероятном присоединении к большинству радикалов Олега Ляшко.

В поисках союзников

В том, что на ситуативных союзников из депутатских групп «Видродження» и «Воля народа», которые часто своей поддержкой выручали коалициантов, надеяться особо не стоит, показали провальные голосования за назначение аудитора НАБУ.

Напомним, в прошлый вторник в ходе рейтингового голосования за кандидатуру Роберта Сторча (предложенную антикоррупционным комитетом) проголосовали 178 депутатов, за кандидатуру Найджела Брауна (предложенную лидером фракции БПП Игорем Грынивым) — 202 депутата. Согласно процедуре, спикер Парубий поставил на голосование кандидатуру Брауна, однако на табло высветилось только 200 «за». Пока в антикоррупционном комитете ищут компромиссный знаменатель в этом вопросе до его очередного вынесения на голосование, в коалиции пытаются найти надежных стратегических, а не ситуативных союзников.

К гадалке ходить не нужно, чтобы понять: «Самопомич» и «Батькивщина», некогда входившие в правящее большинство, в коалиционный дом не вернутся даже под дулом пистолета. Команда Тимошенко, воодушевленная существенным рейтинговым ростом, делает все возможное и невозможное для того, чтобы досрочные выборы в Раду стали реальностью. А отношения львовского мэра Андрея Садового с президентом и премьером нынче складываются так, что легче поверить в присоединение к коалиции Оппозиционного блока, чем фракции «Самопомич».

В Конституции черным по белому написано, что коалицию создают депутатские фракции, поэтому на группы «Воля народа» или «Видродження» в качестве долгосрочных союзников коалицианты из БПП и НФ рассчитывать не могут. На партнерском безрыбье остаются только радикалы.

Радикалы крутят носом

Олег Ляшко не единожды опровергал возможное возвращение в лагерь коалиции, которую при каждом удобном случае критикует, не выбирая выражений. Тем не менее радикалы не единожды голосовали в унисон с правящим большинством.

Декоммунизация Верховной Рады: эти стены ничего не хотят

Самый показательным примером флюгерства РПЛ является голосование за бюджет на текущий год. Когда до момента вынесения проекта главной финансовой сметы страны на суд депутатского корпуса оставались считанные минуты, Ляшко заявлял, что фракция его имени не поддержит документ. Однако в итоге радикалы продемонстрировали дружное фракционное «за».

В случае присоединения РПЛ к коалиции правящее большинство будет насчитывать 242 члена. Конечно, не конституционное большинство (300), но вполне достаточно для результативных голосований.

Следует отдельно подчеркнуть, что радикалы нужны нынешнему большинству не только для поддержки во время голосований. Как утверждает источник Politeka во фракции БПП, весомую роль в коалиционных перипетиях играет и Международный валютный фонд. В МВФ якобы хотят видеть прочную коалицию, которая в состоянии реализовать все условия меморандума о сотрудничестве.

В кулуарах говорят, что в случае вхождения радикалов в коалицию соратникам Олега Ляшко достанутся должности спикера, министра аграрной политики, первого замгенпрокурора, первого заместителя председателя СБУ, а также руководящие посты в Госрезерве и «Укрзализныце».

Между тем, несмотря на лакомые кадровые предложения, Ляшко и сотоварищи не спешат де-юре становиться членами правящего парламентского большинства. Причин много, но ключевая одна: РПЛ, пребывающая ныне на гребне электоральной волны, не желает «топить» свой рейтинг, связывая себя узами с непопулярной (мягко говоря) в народе коалицией БПП и НФ. Тем более нельзя сбрасывать со счетов вариант досрочных парламентских выборов.

Оппозиция не дремлет

Президент Петр Порошенко недавно прямо заявил, что внеочередные выборы дестабилизируют ситуацию в стране, поставят на длительную паузу процесс проведения реформ, поэтому он не допустит их проведения. Однако многие эксперты сходятся во мнении, что уход с поста главы фракции БПП Игоря Грынива, специализирующегося на проведении избирательных кампаний, — свидетельство того, что на Банковой таки рассматривают вариант внеплановой парламентской перезагрузки.

Еще одним предвестником возможных внеочередных выборов является тот факт, что в Блоке Петра Порошенко «Солидарность» вскоре намерены избрать нового главу партии. Аргументация: согласно закону, Виталий Кличко является государственным служащим и не может возглавлять политическую силу. Почему этот вопрос возник именно сейчас, спустя 2,5 года после парламентских выборов – риторический.

Гройсман как громоотвод: рискует ли премьер остаться без портфеля

Очевидно, что в пропрезидентской команде, публично выступающей против внеочередных выборов, все же готовятся к форс-мажору. Почему? Во-первых, потому что окружение Петра Порошенко продолжает активно его убеждать, что выборы в Раду лучше провести внепланово, пока рейтинг БПП еще позволяет играть по-крупному.

Во-вторых, коалиционную лодку, которая едва держится на плаву, расшатывают со всех сторон. Усердствует тут, конечно же, «Батькивщина», на подхвате «Самопомич». Кстати, на днях Андрей Садовой озвучил еще более интересный сценарий. В частности, мэр Львова заявил о том, что ему известны планы АП о проведении осенью досрочных и парламентских, и президентских выборов.

В-третьих, не дремлют и внепарламентские силы, заинтересованные во внеочередной избирательной гонке. Точки партнерского соприкосновения после длительных переговоров, наконец, нашли Михаил Саакашвили и представители обновленного «Демальянса» (Гацько, Лещенко, Найем и другие).

В субботу, 25 марта, на своей страничке в Facebook нардеп Сергей Лещенко обнародовал фото, на котором изображен, собственно, он в компании с экс-президентом Грузии и бывшим замгенпрокурора Давидом Сакварелидзе.

«Говорят, на Банковой с особым интересом ждут фотографий из серии «чаепитие выходного дня». Нам есть чем порадовать вас сегодня. Говорили об объединении антикоррупционеров», — написал под снимком Лещенко.

Пока окончательно не решено, под каким единым партийным брендом развернут активную публичную деятельность Саакашвили и «демальянсовцы». Однако известно, что переговоры о присоединении к ним ведут еще ряд политсил, в частности, партии Анатолия Гриценко, Николая Катеринчука и другие.

В любом случае сейчас мяч находится на поле пропрезидентской команды, ведь именно от решения главы государства зависит дальнейшая судьба действующей Верховной Рады. Но косвенным признаком того, что ведущие политические игроки все же готовятся к внеплановому выходу на избирательное поле, является активность, развернувшаяся в их партштабах.


Согласно Конституции, выборы могут пройти не раньше чем через полгода после досрочного прекращения полномочий ВР. Таким образом,  если в апреле коалиция не сможет продлить «жизнь» правительству Гройсмана и посыплется окончательно, избирательным временем «Ч» может стать конец октября.


На данный момент, по нашей информации, Олег Ляшко пытается договориться лишь о неформальном участии в коалиции, предлагая ситуативное сотрудничество. Однако АП и, соответственно, парламентских «большевиков» такой вариант не устраивает.

Мнение эксперта

 Алексей Гарань, профессор кафедры политологии НаУКМА:

Гарань
Создание коалиции на базе БПП, «Народного фронта» и Радикальной партии Олега Ляшко? В принципе, такой сценарий возможен, но мы ведь понимаем, насколько не идеологический союзник Ляшко, который может голосовать и так, и сяк. Более логичным было бы присоединение к большинству «Самопомочи», но это маловероятно.

Скорее всего, ситуация будет оставаться неизменной, когда в критические моменты будут проходить ситуативные голосования, а президент, БПП и «Народный фронт» будут пытаться всячески избежать досрочных выборов. По крайней мере, на данный момент.

На мой взгляд, досрочные выборы не привнесут качественного изменения в состав украинского парламента, тем более, если они будут проводиться по старому закону.  Очевидно, что в случае проведения внеплановых выборов в Верховную Раду не попадет «Народный фронт», увеличат свое представительство «Батькивщина» и Оппозиционный блок, может преодолеть проходной барьер партия Рабиновича-Мураева. Улучшится ли состав парламента? Тут я ставлю риторический вопросительный знак.

Сегодня ситуация выглядит так, что правительство Гройсмана работает как правительство меньшинства. Такое бывает, во многих странах действуют правительства меньшинства, так было, например, в Канаде или Испании. Реальное же большинство обеспечивается за счет ситуативных голосований, в том числе благодаря поддержке групп «Воля народа» и «Видродження».  Если по истечению иммунитета «за» отставку Кабмина Гройсмана и наберется необходимое количество голосов, правительство сможет продолжить свою работу в статусе «и.о».

Наталия Ромашова