В международных отношениях первые визиты новоизбранных глав государств и правительств всегда имеют особое значение, подчеркивая приоритеты внешней политики той или иной администрации. Причем, как правило, первые зарубежные поездки осуществляются в считанные дни либо недели после вступления нового лидера в должность.

Тень импичмента над Трампом: секреты для России и работа для спецпрокурора

Так, новоизбранный президент Франции Эммануэль Макрон отбыл в Германию буквально на следующий день после инаугурации. Примечательно, что в свое время Ангела Меркель также посетила Париж на следующий день после вступления в должность канцлера в 2005 году. Спустя неделю после вступления в должность, отправилась в первую заграничную поездку (кстати, тоже в Берлин) глава британского правительства Тереза Мэй. Ее предшественник Дэвид Кэмерон отправился во Францию через девять дней после того, как в мае 2010 года официально возглавил кабинет Ее Величества.

Не были исключением и главы американского государства. Первый визит Барака Обамы в Канаду состоялся чуть менее чем через месяц после инаугурации. Его предшественник Джордж Буш-младший посетил Мексику примерно в такие же сроки. 40-й глава Белого дома Рональд Рейган выбрался, опять-таки, в Мексику через две недели после вступления в должность. И этот список можно продолжить долго.

Учитывая противоречивые, мягко говоря, заявления 45-го хозяина Овального кабинета Дональда Трампа, решения о его первом зарубежном визите с особым нетерпением ожидали американские и мировые политики, журналисты и эксперты – дабы хоть как-то понять, что же творится в голове у американского лидера и какой может быть внешняя политика мощнейшей державы планеты. Но вот проблема: Трамп за границу все никак не ехал. То ли не успевал отбиваться от нападок многочисленных недоброжелателей у себя дома, то ли с присущим ему сибаритством считал, что пусть, мол, иноземные «ходоки» сами сперва прибудут в Вашингтон (и тут он не ошибся – от гостей все это время не было отбоя). Да и вообще, America first, а все остальные – пусть обождут в сторонке.

Но вот на прошлой неделе Дональд Трамп, наконец-то, покинул неприветливый Вашингтон с его «фейковыми», как говорит президент, медиа, дотошными конгрессменами, читающими нотации однопартийцами и спецпрокурорами, и отправился в большое ближневосточно-европейское турне – защищать американские интересы, поскольку, как он сам высказался, он уж очень любит это делать. Замысловатый вояж включает в себя: Саудовскую Аравию, Израиль, Брюссель, Ватикан и Сицилию.

В королевстве нефти и песка

В столице Саудовской Аравии Эр-Рияде, где самолет американского лидера совершил первую посадку, Трампа ожидал невероятно роскошный прием.

Глава Белого дома с ходу получил из рук действующего монарха Салмана бин Абдул-Азиза высшую награду этой страны – орден короля и основателя королевства нефти и песка Абдель-Азиза ибн Сауда. После чего Дональд Трамп и госсекретарь Рекс Тиллерсон (имеющий, кстати, богатый опыт общения с нефтяными шейхами Персидского залива) станцевали традиционный танец с саблями с местной аристократией. Выступив на состоявшемся тогда же арабо-исламском саммите, Трамп в который раз назвал Иран главной силой, дестабилизирующей регион, обвинив его в поддержке терроризма, покрывательстве асадовского режима в Сирии и публичных призывах к уничтожению Израиля. Соответственно, американский лидер призвал усилить международную изоляцию Тегерана, а также объединить усилия и взять на себя часть расходов в борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Арабские лидеры вроде бы вняли советам президента Соединенных Штатов, заявив о готовности сформировать резервный 34-тысячный воинский контингент для возможного проведения операций по борьбе с терроризмом в Сирии и Ираке. Однако ни сроки, ни мандаты, ни прочие существенные условия не обсуждались, что ставит под серьезные сомнения перспективу создания этакого «ближневосточного НАТО».

Главным же итогом визита стал пакет соглашений по приобретению Королевством американского вооружения на $110 млрд в краткосрочной перспективе и на $350 млрд в ближайшие десять лет. Еще одним, пусть и косвенным, следствием успешного визита в Саудовскую Аравию можно считать последовавшее за ним решение стран ОПЕК (в котором ведущую скрипку играет Эр-Рияд) продлить соглашение по квотам на добычу нефти, сразу же опустившего стоимость черного золота ниже $51 за баррель.

Кстати, сопровождавшие президента в ходе визита Иванка и Мелания Трамп находились там без традиционных женских платков, что сразу же вызвало недовольство всяческих правозащитников. Особо негодовала почему-то прогрессивная немецкая общественность. Хотя, казалось бы, уж им-то какое дело?

Еще одним курьезом стала фотография, на которой Трамп вместе с монархом Саудовской Аравии и президентом Египта зажигают какую-то сферу, по форме напоминающую земной шар. Интернет моментально взорвался фотожабами с намеками на «тайное мировое правительство».

трамп_шар

На Земле Обетованной

Следующим пунктом в турне Дональда Трампа стал Израиль, к которому новоизбранный президент всегда питал особые сантименты. В ходе визита, глава Белого дома подтвердил нерушимость американо-израильского союза, еще раз заявил о недопустимости создания Ираном атомной бомбы и выразил надежду на урегулирование израильско-палестинского конфликта в «атмосфере, свободной от насилия».

Из любопытного – Трамп фактически подтвердил, что ранее слил россиянам данные израильской разведки. После пресс-конференции, хозяин Овального кабинета, ни с того, ни с сего, выпалил, что не произносил слово «Израиль» в беседе с Сергеем Лавровым. В общем, очень по-трамповски – проговорка на проговорке.

Кроме того, американский лидер посетил Стену плача на Храмовой горе в Иерусалиме, чего до него не делал ни один действующий президент США. Дело в том, что Восточный Иерусалим имеет спорный статус, и мировые лидеры всегда пытались обходить этот щекотливый вопрос стороной.

трамп_израиль

Брюссельская остановка: Make NATO strong again

Первый саммит Североатлантического альянса с участием 45-го президента США готовился в нервозной атмосфере. Никто не забыл слова Дональда Трампа об «устаревшем НАТО». И, хотя в последнее время риторика официального Вашингтона существенно изменилась, имевшие место шашни с россиянами некоторых членов окружения Трампа и упорное нежелание главы Белого дома подтверждать свою приверженность пятой статье устава Альянса (о коллективной обороне) не могла не вызывать беспокойство.

Трамп плюс Маккейн: почему президент США сошелся с критиком Кремля

В итоге дошло до того, что в последние минуты статус мероприятия был понижен: вместо мини-саммита НАТО была проведена встреча руководителей государств Североатлантического альянса. Разница в том, что формат последнего не предусматривает обязательного подписания итоговой декларации. То есть в Брюсселе были вполне серьезные опасения, что разногласия между администрацией Дональда Трампа и европейскими членами Альянса настолько велики, что привести их к общему знаменателю и подписать приемлемый для всех документ просто не удастся.

Опасения эти появились не на пустом месте: стороны ехали в Брюссель с концептуально разными  подходами (хотя и преследующими одну цель – возродить оборонный потенциал Альянса). Дональд Трамп никогда не скрывал своего раздражения чересчур – как бы это помягче сказать – «сообразительными» европейцами, которые за десятилетия, прошедшие со времен окончания Холодной войны, минимизировали расходы на собственную безопасность, оказавшись практически беззащитными перед лицом внешней угрозы. Трамп стремился заставить европейцев довести собственные оборонные траты до предусмотренных натовскими стандартами нормативов в 2% ВВП (хотя сама Америка, которой и так никто не угрожает, тратит 3,6% и намерена наращивать расходы). Европейские же лидеры мечтали получить от Вашингтона заверения в том, что в случае внешней (читай – российской) агрессии, американские морпехи поспешат на помощь.

Резюмируя итоги встречи, можно сказать: заокеанский гость однозначно протолкнул свою повестку дня. По словам генсека Альянса Йенса Столтенберга, все члены союза договорились об увеличении оборонных расходов. Так, все страны, недотягивающие до указанных нормативов (а таких ныне 23 из 28), обязались до декабря подать график выхода на этот показатель. После чего, в феврале следующего года, эти планы должны быть утверждены на заседании министров обороны НАТО.

Второй момент, на котором настаивал (и настоял) Дональд Трамп: дополнительно выделяемые деньги должны не проедаться, а идти на повышение обороноспособности: закупку военного снаряжения, маневры и т.д. Не секрет, что некоторые страны, выполняющие натовские нормативы, часть денег пускают на социальное обеспечение военнослужащих и даже членов их семей. Что, конечно же, неплохо, но к повышению боеготовности особого отношения не имеет.

Кстати, россияне уже всполошились. Так, на пресс-конференции новостное агентство «РИА Новости» задало вопросы, как Альянс намерен объяснять это российским властям (!!!) и не считают ли в НАТО, что втягивают Россию в гонку вооружений.

«Нет, — ответил на это Столтенберг – Россия первой начала гонку вооружений первой, мы лишь вынуждены реагировать».

В своем выступлении в Брюсселе Трамп призвал страны НАТО сосредоточиться на терроризме и миграции, а также угрозах от России на восточных и южных границах Альянса.

К слову о терроризме, Североатлантический альянс таки присоединится к борьбе с ИГИЛ, но при этом не будет участвовать в военных операциях. Как еще может бороться с террористами военный альянс – загадка.

Из любопытного: в Брюсселе торжественно открыли новую гигантскую штаб-квартиру НАТО стоимостью свыше 1 миллиарда евро (к вопросу, куда идут деньги на оборону). А еще Трамп несколько грубовато оттолкнул премьера Черногории Душко Марковича. Но Маркович не обиделся, и тому есть причина: уже 5 июня его страна станет полноценным членом Североатлантического Альянса.

G7 и семейные ценности Сицилии

Из Брюсселя Дональд Трамп отправился в Италию, где 26-27 мая состоялось еще одно событие планетарного масштаба – саммит лидирующих цивилизованных держав, известных как «Большая семерка» — G7.

Сто дней президента Трампа: дворцовые войны, неудачи и эволюция внешней политики

Что интересно: изначально саммит планировали провести на севере Италии, во Флоренции, но позже было решено провести его на Сицилии, в милом городке Таормина. Надо думать, сицилийская атмосфера явно должна воодушевить американского лидера, известного своей приверженностью к «семейным ценностям» (только родная дочь и зять на постах советников президента чего стоят!).

Но шутки в сторону. Нынешний саммит «Семерки» имеет действительно большое значение. Хотя бы потому, что из семерых лидеров четверо принимают участие в нем впервые: сам Дональд Трамп, хозяин Елисейского дворца Эммануэль Макрон, премьер Италии Паоло Джентилони и глава кабинета Ее Величества Тереза Мэй. За последний год мировые реалии во многом изменились. И от итогов встречи, от того, смогут ли лидеры G7, сверив часы, выработают единую повестку дня и единый подход к основным вызовам и угрозам, во многом зависела позиция не только руководящих держав планеты, но и той части мира, которую принято называть развитой, цивилизованной и демократической.

Кстати, президент Европейского совета Дональд Туск (Евросоюз также представлен на саммите) призвал лидеров G7 продолжить политику санкций против России. Ранее, в Брюсселе, Туск уже попытался донести до главы Белого дома позицию ЕС касательно России и ее агрессии против нашей страны. Сам глава Евросовета считает, что успешно: «Когда речь зашла о конфликте в Украине, то, похоже, мы были на одной линии».

Согласно итоговой декларации, страны «Семерки» договорились о новых мерах по противодействию терроризму (по утверждению Трампа, борьба с террором как раз и была темой встречи №1). Куда меньше единства внутри избранного клуба было в вопросах изменения климата, торговли и политики касательно Москвы. Вернее, единства не было у одного президента США, который не считает изменения климата проблемой (потеря барышей от уменьшения выброса парниковых газов — вот где, по Трампу, проблема!), считает, что свободная торговля вредит Америке, а также все никак не может определиться, как следует вести себя с россиянами.

В конце концов, проблему климата вынесли немного за скобки. Так, в коммюнике указали, что шесть из семи стран поддерживают Парижское климатическое соглашение от 2015 года, а Соединенные Штаты «находятся в процессе пересмотра своей позиции» в этом вопросе.

А вот по вопросам торговли и антироссийских санкции дискуссии между США и другими членами продолжались практически до самого конца саммита. В итоге, общечеловеческие ценности возобладали над ценностями трамповскими: раздел «Торговля» содержит пункт о борьбе с протекционизмом (против чего активно возражал американский лидер), а 13 пункт раздела «Внешняя политика» декларирует поддержку нашей страны, а также — готовность западных демократий не только сохранить, но и усилить санкции против России — «если ее действия того потребуют».

Максим Викулов

Рисунок Георгия Держалина