Для безусловной ясности: эти квоты — типичный пример идиотизма власти. Никаких квот в эфире быть не должно! И не только в эфире, кстати. Только 100% украинского языка в электронных СМИ, кроме региональных, и оставьте дискуссии бабулькам у подъезда.

Говорить об Украине: как отбить удары российской пропаганды

Аргументирую. Введение 75% квоты напряжет телевизионщиков и радийщиков, а дополнительных забот никто не любит. Конечно же, встрепенутся и начнут завывать о «бендеровской хунте» укушенные «русским миром». Но и националисты ведь тоже будут недовольны, так как для ненавистного им русского оставлена не лазейка, а целые ворота в четверть эфирного пространства.

То есть в Верховной Раде тяжко собирались с духом, пыжились, как на сельских танцах, но в результате родили решение, которое не радует никого! Ну разве не дурость?

Только полностью и навсегда, как удалось продавить в IT-сфере (не ведитесь на трехлетний срок в указе) — так хотя бы одна сторона получит желаемое и удовлетворится. Короче, депутатам и их дистанционным операторам из АП срочно учить азы менеджмента.

Возвращаемся к основной теме. И пускай покоробленные первыми абзацами постараются додрейфовать до завершающих.

До тех пор, пока какой-нибудь Цукерберг не внедрил прямую мыслепередачу, язык остается исключительно важным инструментом мышления и общения. А также ключевым элементом геополитического антиимперского позиционирования. Но тема не просто политизирована. Нет, она находится где-то между истеричностью старой девы и фанатизмом религиозного неофита. И вокруг нее переизбыток злонамеренных мифов.

Например, кто такие истинные носители украинского языка и сколько их в Украине?

Понимаете, украиноязычные — это не бодро щебечущие соловьиной с телеэкрана или трибуны. Это те, кто не переходит на русский ни в смертельной схватке, ни во время секса, ни на операционном столе, ни на суровой пьянке — вообще никогда. Это люди, думающие по-украински и по-другому не умеющие. Вот это и есть натуральные украиноязычные украинцы. Все остальные — синтетика.

И если посчитать, то натуральных у нас окажется, дай Бог, процентов двадцать, а то и меньше. И это не будет интеллектуальная элита нации. В основном ими окажутся обитатели глухих сел на Западной и Центральной Украине — сохранились еще такие, где дороги мощены царским булыжником. Обозначим их как национальный ориентир?

Но ведь ретроградность — выбор недоимперии. Мы же вроде намерены возглавить социальный прогресс.

При всем уважении к перешедшим на украинский после агрессии: они продолжают думать по-русски. И, с точки зрения коренной нации, уязвимы к пропаганде Кремля. Если договаривать до конца, то в ментально-языковом смысле они являются такими же потенциальными пособниками недоимерии, как и те, кто категорически отрицают украинский.

Телетайп: у Порошенко праздник непослушания

Именно поэтому в защите суверенитета Украины главное — рациональная волевая установка на противостояние агрессору, а вовсе не ее лингвистическое представление. Суть, а не форма.

Регулярно встречаю сентенцию, что если мы все дружно перейдем на украинский, то недоимперия от нас сразу отпадет. Тоже миф. С удручающими признаками инфантильности.

Во-первых, отчаянное сопротивление украиноязычных Кремлем планировалось, соответственно, и предлагалось отдать Галичину Польше. А вот русскоязычные, воюющие против «мыжебратьев», стали «черный лебедем», заклевавшим «русскую весну». Во-вторых, повод для агрессии всегда найдется: в той же Сирии русскоязычных не больше, чем медведей, что не помешало Кремлю обозвать регион сакральным и начать его бомбить с применением отравляющей химии.

С другой стороны, «соловьина мова» не мешает предавать и обворовывать Украину. Потому что сволочи не только интернациональны, но и полиязычны. Причем приспосабливаются к конъюнктуре лучше жидкого терминатора.

Или взять старательно раздуваемую иллюзию, будто вопрос языка серьезно заботит граждан Украины.

Даже в экономически стабильные, но идеологически воспаленные времена прихода президента Януковича, наша — объективная то есть — социология показывала, что вопрос языка во Львове находится на восьмом месте среди приоритетов граждан, а в Донецке — на секундочку! — на тридцать втором. Занавес.

обслуговування

А сейчас война, всеобщее (кроме власти) обнищание, работа, пенсия, тарифы, медицина, образование и прочие житейские проблемы у большинства населения сдвинули тему языка в конец длинного списка. Но она регулярно и болезненно вспучивается в СМИ и соцсетях, причем раздувают ее либо оплаченные провокаторы, либо наивные адепты простых решений.

С первыми понятно, разберемся со вторыми.

Множеству сегодняшних украинцев невыносим долгий старательный труд для достижения отдаленного результата. Ремонтантная малина, растущая сама и плодоносящая постоянно, им куда ближе английского газона, для которого надо триста лет кропотливого ухода.

Ура-националистам, особенно, скороспелкам военного времени, куда проще не добиваться проукраинских шагов от власти, а клеймить позором, к примеру, популярного русскоязычного писателя, который ежедневно перед десятками тысяч читателей блестяще отстаивает позицию Украины. Или его издателя, последовательно занимающегося вытеснением имперского литдерьма, но таки публикующего русскоязычных патриотов.

Проголосовать за украиноязычную литературу, культуру, кино кровной гривной спешат не многие. А гневный пост в ФБ — бесплатный.

Попытаться переломать через колено своих им сподручнее, чем победить врагов — враг-то отстреливается! Вот такой контрпродуктивный подход тоже идиотизм — в точности, как куцые 75% украинского языка в эфире.

Петр Олещук: Запреты Порошенко — хождение по минному полю

Сомневаюсь, что буду услышан, но как украинизатор со стажем обращаюсь к шустрым, словно кролики, украинизаторам нынешним: русский язык — не ОК и ВК, его не потеснить чисто организационными мерами. Так как мозги перешиваются все еще сложнее компьютера.

Прекратите приставать к русскоязычным патриотам Украины с тупым требованием отказаться от «клятой собачей мовы», впитанной ими с молоком матери. Не мешайте отстаивающим суверенитет страны уйти в историю полноценными, а не второсортными людьми. Они самостоятельно определись с главным — своей принадлежностью к Украине, разберутся и с остальным. Ключевое слово — самостоятельно.

Кстати, а почему бы ретивым украинизаторам для начала не пресечь общение на матерном языке? Или таки понимают, что в нынешних реалиях это невозможно?

С русским языком, в отличие от российских компьютерных программ, кончать придется не сегодня, а завтра. Нам ведь не шашечки, а ехать: то есть в перспективе избавиться от русского языка даже на бытовом уровне.

Но для этого необходимо прицельно сконцентрироваться не на уходящем, а на молодом поколении.

Украинский язык должен безальтернативно окружать завтрашних украинцев от детского сада до вуза. Особое внимание именно на вузы — здесь закладываются профессиональные основы. Поэтому уже сейчас надо добиваться увольнения за профнепригодность всех преподавателей вузов, проводящих занятия на русском. Если человек не способен выучить язык, с чем справился и Янукович, то у него точно не хватит интеллекта преподавать что-либо соответствующее мировым знаниям.

Уже сейчас необходимо жестко перевести на украинский всю бюджетную сферу, в первую очередь госслужбу и силовиков. Но без нынешнего фарисейства, когда только делаем вид для телевизора! Все должно быть всерьез, когда русский в кабинете и даже курилке госучреждения влечет за собой служебное расследование с кадровыми последствиями.

И еще необходимы зримые истории жизненного успеха, связанные с полным погружением в украинскую среду. В политике, общественной деятельности, бизнесе, культуре, искусстве, спорте. И никак иначе. Вот этим и будет заниматься новое министерство информации.

Журналистов хотят загнать в «языковые» рамки

Соответственно, нужна украинская «Лига плюща». По этому пути пыталась идти Киево-Могилянская академия, ставя задачей воспитание элиты страны. Потом она с пути сбилась, но это потенциальная тема для последующих «болевых точек».


Всем, кто требует повсеместного перехода на государственный язык: прессуйте не блогеров, а президента, Кабинет министров и Верховную Раду. Заваливайте их петициями, пикетируйте, не давайте продыху, требуя проукраинских законов, указов и решений, нацеленных на перспективу. Научитесь кропотливо, шаг за шагом, месяц за месяцем добиваться небольших, но реальных результатов.


Скучно, не отблескивает героизмом? Ну да, ну да… Куда героичнее вломиться в кафе, где какой-то недоумок не обслужил на украинском, разнести там все по черепку и через полчаса удалиться с ощущением выполненного патриотического долга и сокрушительной победы над Путиным.

Пора усвоить главное: те, кто искренне любят Украину, должны принимать ее во всем многообразии, со всеми опциями, фичами и багами. С русскоязычными патриотами, в частности.

Это как берешь престижный iPhone и заодно принимаешь проприетарную систему, недоступность файловой системы, вымогательский Apple Store и прочее.

Потому что альтернатива изложенному подходу, нацеленному на будущее — рост внутреннего напряжения, гражданские конфликты, фрагментация и распад. А затем неизбежное сползание в недоимперию — хоть тушкой, хоть частями.

Так, может, все-таки Украина?

Александр Кочетков, аналитик и политтехнолог, специально для Politeka