На сегодняшний день украинские СМИ пестрят информацией о двуликости Остапа Семерака министра по отношению к введению реформ и борьбе с коррупцией. С одной стороны, он создает себе имидж яростного борца с коррупцией и рьяного защитника экологии. С другой, его подчиненные устроили настоящий террор предприятиям, которые получили лицензии в министерстве.

Более того, сами защитники природы уличают Остапа Семерака в двойственных подходах. К примеру, в конце апреля активисты и защитники природы под Министерством экологии требовали от Семерака министра внести лося в Красную книгу Украины. Свои требования они подкрепили ужасающими фактами, мол, за 25 лет в Украине практически уничтожили лосей, их осталось всего две тысячи. Но министр проигнорировал пикетчиков, взамен приехали полицейские патрули.

С другой стороны, немногим ранее сам Семерак министр на свой странице в социальной сети опубликовал пост о том, что 20 браконьеров застрелили две косули. Он возмутился такому поведению.

Защитники животных предполагают, что такое двуличие не случайно. Ведь охота на лося – одно из любимейших занятий многих народных депутатов. И министр экологии Семерак не может лишить своих бывших коллег из Рады такого удовольствия.

Похожая ситуация и в других делах министра. Вступив в свою должность в апреле 2016 года, он анонсировал жесткую борьбу с коррупцией, в первую очередь в экоинспекции. Но на деле получился очередной передел влияния: в результате чего в Минэкологии была налажена работа сразу нескольких коррупционных схем.

Устранение конкурентов

За последние годы коррупционные скандалы в Министерстве экологии не редкость. Казалось бы, что можно «заработать» в не самом прибыльном министерстве? Но главное, было бы где, а как — наши предприимчивые чиновники придумают.

Уже много лет в министерстве работает одна незамысловатая схема – заработок на утилизации старых удобрений и пестицидов, в том числе оставшихся и с советских времен. Для простого украинца это грязное, не прибыльное дело. А вот для чиновников – лакомый кусок.

И практика последних лет доказывает, что это действительно так. Ведь уже нескольких министров «ушли» именно за это. Сама схема была разработана еще в 2012 году экс-министром Николаем Злочевским. Для начала чиновники убирают всех конкурентов, которые в Украине могут утилизировать опасные отходы. В данном случае просроченные удобрения. Ведь по закону, если утилизацию можно провести в Украине, вывозить отходы запрещено. Так и поступил тогдашний министр в компании с гражданином Израиля Ильей Марчевским. Лишив украинские предприятия лицензии, начали вывозить отходы за границу.

Опасные отходы, а точнее землю, на которую они были пролиты, собрались вывозить в Британию. Государство на это предусмотрело 300 млн грн, что в переводе на доллары составило 40 млн. Но по факту вместо заявленного грунта, зараженного химикатами, вывозили обычную землю. В результате серьезные суммы оседали на счетах организаторов схемы.

Сговор был раскрыт только потому, что махинаторы не делились с руководством государства. Министра уволили, а его напарника хотели судить. Но революция его спасла. История повторилась уже в 2014 году. Когда министром экологии стал Шевченко Игорь. И он в итоге допустил Илью Марчевского как представителя израильской компании S.I. Group Consort Ltd к уже наработанной схеме.

Тогда на пути махинаторов стало ООО «Сервисный центр регенерации масел», его так же, всеми правдами и неправдами, лишили лицензии после проверки, назначенной тогдашним министром. В результате у Марчевского остался один конкурент — единственный в стране реальный утилизатор пестицидов — компания «Эко Нова». Нелишним будет отметить, что предприятие было построено и запущено в том числе и с европейской помощью. Однако с ним расправились, но уже нынешний министр экологии Остап Семерак.

Химикатам — бой

В войну с просроченными агрохимикатами вступил и новый министр экологии Семерак. В конце сентября прошлого года он анонсировал масштабную утилизацию всех оставшихся отходов. Запланировал уничтожить 8,3 тыс. тонн. Для понимания читателя – это 160 загруженных доверху железнодорожных вагонов.

Но самое ключевое в этой борьбе – государственное финансирование в размере 500 млн грн. В СМИ уверяют, что именно эта сумма стала решающим аргументом в данном вопросе. По стечению обстоятельств министру экологии удалось в прошлом году провести через Раду новые лицензионные условия для предприятий. И одна из первых проверок пришла именно в компанию «Эко Нова». После долгих споров и проверок компанию лишили лицензии. В результате в стране не осталось ни одного предприятия, имеющего лицензию на утилизацию агрохимикатов.

По заявлениям источников в министерстве, в орбите Семерака министра находится все тот же Илья Марчевский и компания S.I. Group Consort Ltd. Скорее всего, именно она будет вывозить опасное «наследие» за границу. А, следовательно, сможет реализовать схему распила бюджетных средств, выстроенную еще в 2012 году.

Платные услуги экологии

Не менее серьезный скандал разгорелся в Минэкологии и по другому поводу. Виной всему — новые лицензионные правила и новая команда чиновников-клерков, сформированная Остапом Семераком. Так, согласно расследованию «Наблюдателя», Семерак министр устроил под свое начало чиновника с запятнанной репутацией – Олега Паракуду.

Появились в команде министра экологии Семерака и другие интересные личности. К примеру, Лукьянчук, Яковлев, Канцурак, Коломиец. По данным расследования, через фирмы, подконтрольные Лукьянчуку, проводят коррупционные деньги в министерство.

Подчиненные упомянутого чиновника звонят на предприятия и настойчиво предлагают им работать с двумя определенными фирмами: «Укрэкопром» и «Утильвторпром». Обе фирмы зарегистрированы в Одессе и, по данным журналистов, не имеют никаких производственных мощностей. И тем не менее, кто не соглашается работать через них, лишаются лицензий Минэкологии.

Участники рынка жалуются, что работа министерства превратилась в черный бизнес. Он работает по определенным схемам, и есть даже прейскурант на услуги.

Суммы, а главное, наглость чиновников поражает. Наряду с имитацией реформ, в экологии процветают старые коррупционные схемы, которые не приведут к улучшению ситуации. Складывается такое впечатление, что министр либо не в состоянии навести порядок, либо просто не хочет этого делать из своих личных побуждений.