На прошлой неделе, 6 июня, ВР в первом чтении приняла один из двух правительственных «реформаторских» законопроектов (№6327) – об изменении принципов финансирования системы здравоохранения.

Телетайп: старый газ важнее новой медицины?

Проект закона предусматривает предоставление гражданам гарантированного пакета медицинских услуг и лекарственных средств за средства государственного бюджета.

Теперь разработку стандартов медицинской помощи, оценку технологий и аккредитацию учреждений здравоохранения в Украине будет осуществлять специализированное государственное некоммерческое агентство. Соответствующие правила будет устанавливать правительство.

Законопроект также должен сократить долю неофициальных частных платежей за медицинские услуги. Предполагается переход на закупку медицинских услуг через единого национального заказчика с 2018 года.

По словам и. о. министра охраны здоровья Украины Ульяны Супрун, целью медицинской реформы является сокращение расходов на медицину с параллельным повышением качества предоставления услуг.

От слов к действиям?

Разговоры о кардинальных изменениях в сфере отечественной медицины ведутся давно. Ведь все, что у нас сейчас есть — это рудименты советской эпохи. Хотя Конституция и гарантирует бесплатную медицинскую помощь, однако на практике ничего подобного нет. Именно поэтому данная сфера на сегодняшний день является одной из самых коррумпированных и отсталых.

В результате отсутствия системных изменений и должного финансирования медицинской отрасли смертность в Украине чрезвычайно высокая. По данным ЮНИСЕФ, Украина занимает одно из первых мест по уровню смертности матерей и младенцев в Европе. И это только некоторые из «черных» списков, где фигурирует наша страна.

Итак, в насущности реализации медицинской реформы в Украине никто не сомневается. Единственная дилемма – что в наших реалиях реально внедрить, а что так и останется обещанием и пожеланием на бумаге.

Politeka разбиралась, какие именно изменения предлагают украинские чиновники и какие существуют успешные международные практики реформирования системы медицинского обслуживания.

Бесплатная медицина – выдать желаемое за действительное

Стоит отметить, что законопроект №6327 вводит полную оплату из госбюджета на уровне первичной (семейный врач), экстренной (неотложная помощь), а также паллиативной помощи. По словам чиновников, это примерно 80% всех возможных расходов украинцев на медицину.

А вот при специализированных и высокоспециализированных вмешательствах появляется такое понятие, как «сооплата».

В Минздраве объяснили, что «сооплата» – это доплата за конкретные медицинские услуги, которые не входят в перечень услуг гарантированного пакета медицинской помощи или только частично финансируются государством. Все финансовые операции будут официальными — будут проходить через кассу больницы.

Сколько это будет стоить и будут ли цены одинаковы во всех коммунальных больницах – вопрос из разряда «гадание на кофейной гуще».

По словам Супрун, те, кто не сможет оплатить дополнительные услуги, получат субсидии. Однако, по каким критериям будут определять «неплатежеспособных» и что именно будут покрывать субсидии – пока не понятно.

Государственное страхование

Реформа предполагает, что все украинцы должны пользоваться медицинской страховкой. На первичном уровне эта схема должна заработать с января 2018 года, на других — до 2020-го.

Медреформа: движение — все, конечная цель — ничто

В Минздраве подсчитали, что в 2016 году украинская семья в среднем вносила в систему здравоохранения 4580 гривен. Соответственно, там утверждают, такой суммы страхового взноса достаточно, чтобы система заработала.

У ряда экспертов относительно этого возникли сомнения. В первую очередь относительно того, как именно модель государственного страхования будет работать на практике. Ведь в Украине нет развитого рынка частных страховых компаний, которые могли бы предоставлять соответствующий страховой полис всем желающим.

Государственное страхование – распространенная международная практика. В каждой стране есть свои особенности его внедрения. Но здесь основной критерий – эффективность.

Для примера – медицинская система Израиля. Суть ее заключается в том, что она основана на государственном медицинском страховании.

Гражданам гарантировано право на получение медицинских услуг через больничные страховые кассы. Каждый приписан к одной из таких касс, что позволяет покупать лекарства по низкой цене. Больничная касса также оплачивает госпитализацию израильтянина, кроме специально оговоренных случаев.

израиль_медцентр
Медицинский центр в Тель-Авиве

Однако медицина в Израиле не бесплатна. Все, кто старше 18 лет, оплачивают страховку в виде налога на здравоохранение.

Стоит отметить, что Израиль по продолжительности жизни (82 года) опережают лишь Япония, Швейцария и Андорра.

Государственный гарантированный пакет

Еще одно нововведение, которое предлагает украинская реформа — государственный гарантированный пакет. Он включает все возможные услуги, которые государство полностью или частично будет оплачивать за счет медицинского страхования.

В Минздраве объясняют, что перечень услуг, которые будут входить в пакет, и цены на них будут принимать каждый год. Остается загадкой, сколько такие услуги могут стоить для рядового украинца, кто и как будет устанавливать цену, она также будет пересматриваться ежегодно или же будет постоянной? Кроме того, есть вопросы относительно способности бюджета «потянуть» такой пакет. В частности, готовы ли нардепы при формировании бюджета увеличить финансирование на медицину в разы.


Напомним, в 2017 году на медицину выделили примерно 3,5% ВВП (свыше 70 млрд грн). Распоряжаться этими деньгами в будущем будет специально созданная Национальная служба здоровья. Кто в ней будет представлен, каким образом одна структура будет распределять деньги и по какому принципу – еще один вопрос без ответа.


В ряде стран Европы государственное медицинское страхование является ключевым звеном в системе здравоохранения. Яркий пример – Германия. Но медицинское страхование здесь является обязательным для всего работающего населения и других групп.

Лица, получившие государственный медицинский страховой полис, имеют право на практически одинаковый спектр медицинских услуг. Получаемый объем медицинской помощи не зависит от величины страхового взноса. Стоимость такой страховки для каждого определяется в соответствии с его доходом. Члены семьи при этом (при определенных условиях) могут быть дополнительно внесены в страховой полис без увеличения размера страховой суммы.

Как правило, в Германии расходы на покрытие страховых взносов за медицинское страхование частично перенимает работодатель. Внесенные страхователями суммы практически покрывают расходы, они являются основным источником финансирования системы здравоохранения.

Деньги ходят за пациентом

Принцип «деньги ходят за пациентом» МЗ Украины определило одним из основных в своей реформе. Согласно ему, государство будет финансировать не кровати в больницах, а людей, которые будут обязаны заключить договоры с врачами.

Наталья Витренко: Нынешняя Верховная Рада — это позор Украины

Также прибыль врача зависит от количества пациентов и качества предоставляемых услуг. Понятно, что с исчезновением арифметики «коек» должно поубавиться и количество самих больниц. Соответственно, у многих критиков реформы есть опасения, что некоторые регионы могут вообще остаться без медицинских учреждений.

Действующая редакция правительственного законопроекта предусматривает, что с начала 2020 года деньги из бюджета будут выделять только на заведения из перечня, утвержденного Кабмином.

Рассмотрим канадскую практику. Система здравоохранения Канады в основном опирается на терапевтов первичного медицинского ухода, которые составляют около 51% всех практикующих терапевтов. Они являются промежуточным звеном между пациентом и формальной системой здравоохранения. В частности, контролируют доступ к большинству врачей-специалистов, обеспечивающих больничный уход, диагностические проверки, выписывают по рецепту лекарства.

Семейного врача в Канаде можно менять неограниченное количество раз. Большинство докторов имеют свою собственную частную практику. Многие работают в больницах или местных оздоровительных центрах. Врачам-частникам государство оплачивает услуги в зависимости от оказанной помощи. Причем плату такие врачи получают непосредственно из бюджета провинции или территории. Терапевты, не имеющие частной практики, получают или установленный оклад, или плату в зависимости от количества оказанных медицинских услуг.

канада_палата
Родильная палата в канадской больнице. К роженице приставлена медсестра. Фото: Anton Bielousov|bielousov/com

Когда канадцы нуждаются в медицинском уходе, они обращаются к врачу-терапевту или в клинику по собственному выбору и предъявляют им карточку медицинского страхования, которая выдается всем легальным гражданам и жителям страны.

От больничной коррупции до очистки за 200 грн

Врач-коррупционер в наших реалиях не является чем-то странным или непонятным. Положить «в карман» деньги за элементарное обследование – известная для большинства украинцев практика.

Оксана Продан о главной обязанности государства и основе среднего класса (видео)

Медицинская реформа стремится такую действительность изменить. Как именно? Реформаторы предлагают, что за врачом должны «ходить» пациенты, на которых государство будет выделять деньги — чуть больше 200 гривен за каждого.

Врач может оформиться как ФЛП и заключать индивидуальные соглашения с пациентами и больницами. Его зарплата будет зависеть от количества пациентов и операций.

Собственно говоря, для успешной борьбы с коррупцией в Украине может быть полезен и грузинский опыт. Ведь до недавнего времени ситуация там во многом напоминала наши реалии.

Медицинская реформа в Грузии началась в 2004 году. Включала она приватизацию больниц, поликлиник, а также введение всеобщего медицинского страхования.

Грузинские реформаторы четко решили: бесплатной медицины нет. За полученные услуги платят или граждане при покупке страхового полиса, или же их частично покрывает государство в виде лимитированного ваучера.

Денег на реализацию реформ в бюджете не было. На начальном этапе состоялась приватизация большинства аптек и лечебниц, кроме узкопрофильных учреждений. Ключевое условие — приватизированные больницы должны сохранить свое направление. На полученные от приватизации средства в медицинских учреждениях был проведен капитальный ремонт. Параллельно сократили количество койко-мест и персонала. Например, из больниц на 200-300 мест сделали клиники на 15-20 мест.

Также в стране зарегистрировали шесть основных страховых компаний, каждая из которых обслуживала по 2-3 региона на основании конкурса. Страховые компании обязывались взять на обслуживание существующие больницы или же построить новые.

В Грузии стоимость среднего полиса, который включает все виды медицинской помощи (не более чем на $60 тысяч), составляет около $20 в месяц.

Насколько украинская модель реформ в сфере медицины будет эффективной и сумеет ли изменить нынешнее положение дел – миллионы украинцев почувствуют уже в ближайшей перспективе.

Романия Горбач