У Украины осталось меньше месяца, чтобы принять эпохальное решение относительно судьбы Большого Договора с Россией. И сделать это нужно четко согласно собственному национальному законодательству, которым регулируются вопросы заключения международных договоров и прекращения их действия, и международному праву.

Еще до недавнего времени Президент Украины считал, что речь нужно вести исключительно о прекращении действия отдельных положений этого договора. И только после летних каникул, с началом нового политического сезона и приближением президентских выборов, украинцы услышали из уст главы государства другую позицию. Ее суть сводится к тому, что Большой Договор со страной-агрессором автоматически продлеваться не будет.

Казалось бы, победа – Петр Порошенко наконец осознал, на пятом году войны за независимость, что никакой дружбы, никакого сотрудничества и тем более партнерства с Россией, которая является государством-агрессором в отношении Украины, давно уже нет в помине и быть не может в ближайшее время a priori.

Однако дьявол, как всегда, в деталях

Президент и разного рода спикеры, которые публично высказываются от его имени, употребляют четыре разных термина: денонсация, прекращение действия, отказ от пролонгации и приостановление действия. При этом слово «денонсация» по непонятным причинам стыдливо дезавуируется. Мол, «это никакая не денонсация», или «мы просто останавливаем действие Договора», или «мы не будем пролонгировать Договор», или «срок действия подошел к своему завершению» и тому подобное.

Однако реалии другие. На самом деле термины «денонсация», «прекращение действия» и «отказ от пролонгации» имеют абсолютно идентичное юридическое и, кстати, политическое также значение.

А кроме того, не существует в природе возможности частичного прекращения международного договора.

Существует только две опции: либо договор может терять силу в полном объеме, либо одна из сторон может «остановить действие» отдельных его положений в связи с нарушением другой стороной его существенных положений.

Следовательно, первоначальная позиция Президента и его советников относительно приостановления действия отдельных положений Большого Договора была ошибочной с точки зрения международного права.

Теперь о процедуре

В соответствии со статьей 40 самого Договора, его действие автоматически продлевается на последующие десятилетние периоды, если одной из сторон не будет заявлено о ее желании прекратить действие договора.

Президент Украины 3-го сентября заявил, что он готов лично подписать сообщение о таком желании и что для этого не нужно никаких решений Верховной Рады Украины.

Однако, согласно статье 24 Закона Украины о международных договорах, для принятия решения о прекращении международного договора, ратифицированного парламентом, следует принять Верховной Радой соответствующий Закон.

Любая другая процедура — это прямое нарушение Закона и выход Президента за рамки предоставленных ему Конституцией полномочий.

Каковы последствия нарушения Закона?

С одной стороны, несмотря на практику уведомления о прекращении действия международных договоров по дипломатическим каналам вербальной нотой МИД или Посольства, которая является общепринятой для всех цивилизованных государств мира, сообщение за подписью Президента Украины тоже может считаться достаточным для расторжения Большого Договора с Россией.

В то же время нарушение установленной Законом о международных договорах Украины процедуры может привести к подаче кем-либо иска с требованием признания решения главы украинского государства недействительным. А таких желающих граждан, как известно, в Украине достаточно, не говоря уже об иностранцах.

Кстати, история с отменой Указа Президента Ющенко о присвоении звания Героя Украины Степану Бандере Донецким окружным судом 2 апреля 2010 года по иску адвоката Владимира Оленцевича – красноречивый пример.

В результате Большой Договор будет считаться таким, действие которого автоматически продлено на следующий 10-летний период, и Украина вынуждена будет выполнять его в полном объеме.

И что в сухом остатке?

Сейчас налицо четко выраженная политизация вопроса относительно решения судьбы Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией.

Вероятно, желая завоевать симпатии определенной части избирателей, которые настроены на радикальные решения и действия в отношении России, а также будучи не уверенным в том, наберется ли достаточно голосов в парламенте для принятия соответствующего Закона, Президент Порошенко подвергает всю страну опасности быть обязанной выполнять еще как минимум десять лет международный договор, существенные положения которого грубо нарушаются одной из его сторон — Россией — уже пятый год.

При этом он рискует выставить всю страну на посмешище.

Стоило ли так действовать, покажет время. Однако удивляет то, что в окружении главы государства и в Правительстве Украины не нашлось ни одного юриста-международника, который бы осмелился растолковать ему, что его решение не принесет стране ничего хорошего, кроме вреда репутации и стыда.

И в завершение. До 1 октября, дедлайна для рассылки по дипломатическим каналам уведомления о прекращении действия Большого Договора, время еще есть. В случаях, когда Президент Порошенко искренне хотел обеспечить принятие того или иного решения Верховной Радой Украины, соответствующие аргументы для народных депутатов всегда находились. Даже в таких сомнительных ситуациях, с точки зрения права, как назначение на должность Генерального прокурора человека, который не имел юридического образования.

Большой Договор с Россией — это особый случай. И судьба его должна решаться с соблюдением процедур, предусмотренных Законом, а не таким образом, который придуман политтехнологами, пускай и талантливыми в своем деле, но дилетантами в международном праве. При этом народные депутаты вряд ли осмелятся пойти на очередную зраду, ведь результаты их голосования останутся навсегда в истории Украины. Да и соответствующий законопроект зарегистрирован уже несколько лет назад.

Новые санкции США против России: выстрел дуплетом

Поэтому политику и болезненные идеи некоторых политтехнологов нужно решительно, причем немедленно, отбросить. Должно действовать право и работать должны юристы-международники — профи. Времени катастрофически мало, однако сделать все в соответствии с Законом еще можно успеть. А избиратели и потомки оценят.

Вадим Трюхан, дипломат, председатель правления ОО «Европейское Движение Украины», специально для «Политеки»