Валерия Гонтарева до перехода в Нацбанк была бизнес-партнером российского чиновника, но после секторальных санкции США и ЕС против РФ прекратила совместный бизнес с российским госфинансистом, который занимал ей десятки миллионов гривен

Об этом пишет Акценты.

Об этом говорится в материале программы “Наші гроші” со ссылкой на документы панамской юридической компании Mossack Fonseca, которая специализируется на регистрировании оффшорных компаний.

На начало 2016 года глава Нацбанка Валерия Гонтарева акцентировала: в Украине нет российских банков. Есть украинские банки с российским капиталом.

“Если будет решение СНБО относительно этих банков, по санкциям, мы будем его выполнять”, — подчеркнула Гонтарева.

Для того, чтобы компания самой Гонтаревой — Финансовая группа ICU — разорвала отношения с российским капиталом и российскими чиновниками, тоже понадобились санкции. Но не СНБО, а США и ЕС.

Финансовая группа ICU, которую возглавляла Гонтарева с 2007 года до перехода в НБУ, создана в 2006 году.

Состоит из КУА “Инвестиционный капитал Украина”, одноименной инвестиционной компании и банка “Авангард” (с 2013 года). Соучредителем КУА “Инвестиционный капитал Украина” с момента основания был муж Гонтаревой Олег. Сейчас главное юридическое лицо группы оформлено на компанию ICU holdings limited (Британские Виргинские острова).

Согласно документам Mossack Fonseca и Нацбанк Украины, ICU имела тесные отношения с заместителем главы российского “ВТБ банка” Юрием Соловьевым.

Фактически четверть ICU недавно принадлежала жене Соловьева, а оффшорные компании под управлением ICU получали ссуды от оффшоров Соловьева.

Соловьев с 2008-го по 2011 год возглавлял “ВТБ капитал” и был вице-президентом банка ВТБ.

С мая 2011 года занимает кресло первого заместителя президента банка ВТБ. Живет в Лондоне. ВТБ — второй по величине активов банк России, первый по размеру уставного капитала. Основан в 1990 году. Мажоритарный владелец — правительство Российской Федерации.

Так, в декабря 2013 года оффшор Соловьева Quillas Equities, выдал заем в 10 млн долларов оффшора Keranto Holdings Ltd (BVI). Деньги перечислили на счета Keranto в кипрской “дочке” ВТБ — RCB Cyprus. В соглашении о займе указано почтовый адрес Keranto. Она полностью совпадает с центральным офисом группы ICU в киевском бизнес-центре Леонардо.

Соглашение сопровождает Дмитрий Недельчев, который на сайте ICU значится как специалист по операционному управлению и член инвестиционного комитета.

Точно установить дату, когда российский государственный финансист стал не только заемщиком, а совладельцем ICU, невозможно.

Однако в первом же раскрытии структуры собственности банка “Авангард” в января 2014 года видно: “Авангард” принадлежит ICU через Westal Holdings Ltd. А четверть ICU Holdings Limited (22,74%) принадлежит Cordova Management Ltd. Владелица Cordova Management — Улютина Г.А. (Россия, Москва) — имеет такую же долю в ICU, как и сама Гонтарева. Еще по 22,74% в управляющих партнеров — Константина Стеценко и Макара Пасенюка.

“Серьезный российский партнер главного банкира Украины”: В качестве единоличного владельца Cordova Management фигурирует некая Г. О. Улютина из Москвы. Фамилия и инициалы этой дамы полностью совпадают с именем супруги Юрия Соловьева — Галины Олеговны Улютиной. Причем подобное указание бенефициара банка — с использованием лишь инициалов — нарушает требования Нацбанка Украины, обязывающие отражать имя полностью. Нелишне вспомнить, что одна из задач Гонтаревой и ее учреждения — обеспечивать соблюдение этих требований.

Соловьев — одна из ключевых фигур российского ВТБ, куда его позвал лично глава банка Андрей Костин.

Сообщалось, что Костин потратил несколько месяцев, чтобы заполучить нового топ-менеджера. До этого Соловьев был первым заместителем председателя правления российского филиала Deutsche Bank. Ранее он некоторое время работал в структуре инвестиционного банка Lehman Brothers.

В базе данных Mossack Fonseca Соловьев фигурирует как гражданин Великобритании, проживающий по адресу: 10 Thornwood Lodge, Thornwood Gardens — в уютном зеленом районе Лондона между Холланд-парк и Кенсингтонскими садами. В 2006 году это жилье стоило более четырех миллионов долларов.

Судя по документам из Mossack Fonseca, офшорная компания Соловьева, Quillas, получала миллионные суммы за консалтинговые услуги: так, только в 2009–2010 годах размер этих поощрений составил 8,8 миллиона долларов. Выплаты шли через другие офшорные структуры, прежде всего, через Bentox Trading Ltd. с БВО и Aphrodite Services S.A., зарегистрированной на Маршалловых островах. Представители последних заявили, что им требовались рекомендации насчет инвестиций и практические знания о макроэкономической ситуации в Казахстане и странах Прибалтики, включая сведения о состоянии финансовых рынков и независимую оценку рынка акций.

Деньги переводились со счетов в банке RCB на Кипре на счета Quillas в Swiss Pictet Bank.
Ни сам Соловьев, ни официальные представители ВТБ не ответили на вопросы OCCRP о стоимости этих консультаций и о бенефициарах.

Улютина остается совладельцем ICU Holdings Limited и в июне 2014 года, когда сама Гонтарева продает свою долю в компании.

В июне 2014 года Порошенко вносит ее кандидатуру на главу Нацбанка Украины в Верховную Раду.

Стоит отметить стремительность назначения и неожиданность кандидатуры Гонтаревой.

От первой инсайдерской информации о возможности ее кандидатуры в представление ее в НБУ прошло чуть больше недели. Согласно информации издания “Зеркало недели”, во время работы инвестбанкиром Валерия Гонтарева занималась структурированием сделок и привлечением финансирования для развития бизнеса Рошен в России.

Партнерство между компаниями председателя НБУ и семьей госбанкира России формально прекращается только в августе 2014 года.

Вряд ли причиной этому может быть российская агрессия, которая на тот момент продолжается уже более полугода. И этот разрыв отношений совпадает по времени с секторальными санкциями США и ЕС, которые вводятся против госсектора России в конце июля. Попадает в санкционный списков и ВТБ. Уже первого сентября выясняется, что ICU выкупила долю Галины Улютиной.

В компании ICU отказались комментировать партнерство с семьей Юрия Соловьева, отметив, что по их мнению эта информация не является общественно интересной и важной.

В то же время, присутствие Соловьева в Украине не завершилась с выходом из ICU.

В декабре 2014 года он дарит свою офшорку Quillas Equities — донора ICU — Натали Улютиной, 65-летней пенсионерке из Никополя, матери своей жены. В дарственной Соловьев подчеркивает, что “с естественной любовью и по доброй воле передает все права и акции” и больше не имеет на компанию никакого влияния.

Визит в Никополе показал, что владелица компании, которой бизнес председателя НБУ может еще быть виновным миллионы долларов, живет на 4-м этаже хрущевки и единственное, что отличает квартиру от других — новые металлические двери.

Соседи подтвердили, что Наталья Улютина постоянно проживает в Никополе, однако в настоящее время она находитсчя в Москве. Родственники Улютиной пояснили, что Наталья поехала “сидеть с внуками”.