Важко знайти українця, якому було б невідоме ім’я олігарха Бориса Ложкіна. Сфера його інтересів надзвичайно широка, від фінансових махінацій до благодійних фондів. Сюди ж, звичайно, належать і державні пости: це, за визначенням, входить в поняття «олігарх», інакше він був би просто підприємцем

Про це повідомляє “Политрада“.

Свой путь юное дарование начало в 1994 году, сразу после окончания Харьковского государственного педагогического университета. Первым шагом на этом пути стало основание газеты нового для нашей страны формата – «Теленедели». Именно эта газета заложила основы будущей ложкинской медиа-империи.

Итак, Борис Ложкин – пример украинского self-made man? Не совсем. Старт «Теленеделе» вообще-то дал миллиардер Сергей Тигипко, на тот момент глава «Приватбанка». Он выдал начинающему предпринимателю очень дешёвый кредит на строительство типографии – и так зародился медиахолдинг «UMH group».

Но Украина есть Украина. В ней – что в 1990-е годы, что сейчас – очень трудно успешно вести бизнес, не имея знакомств с нужными людьми. И Борис Ложкин быстро обзавёлся такими знакомствами. В их число вошли, в частности, Михаил Добкин, Геннадий Кернес, Александр Фельдман – эти имена и сегодня на слуху. Кроме того, желательно и самому занимать какой-то пост. Так что Ложкин, начиная всё с того же 1994 года, был депутатом городского совета, а в дальнейшем стал и советником министра экономики Виктора Сусслова. Что делать – без этого удачной коммерции не получится.

А так – получилась. Уже в 2000-м году холдинг «UMH group» стал лидером на рынке украинской прессы. Но Ложкин не собирался останавливаться. Теперь он начал скупать радиостанции, в частности, «Европа плюс» и «Мелодия». Двумя годами позже Ложкин открыл новый полиграфический комплекс вместе с бизнес-партнером Игоря Коломойского (действительно, как же тесен мир) Геннадием Боголюбовым. А с 2006 наш герой начал развивать национальную сеть «Твоя пресса».

В 2013 году Украина уже стала тесна для Бориса Ложкина, и он вышел на российский медиа-рынок, создав версию «Теленедели» для этой страны. В дополнение к ней появился и журнал «Футбол». Кроме того, параллельно Ложкин действовал в двух направлениях: становился совладельцем российских изданий и      договаривался о печатании в РФ версий своих СМИ. В итоге в его бизнес-империю вошли «Аргументы и Факты», «Комсомольская правда в Украине», «Известия», «Совершенно секретно», «Экспресс-газета». Но это ещё не вершина славы – она была достигнута в 2011 году, когда Ложкин получил лицензию на издание в Украине журнала Forbes (а в 2013 году – Vogue). С этого момента его можно с полным правом называть медиа-магнатом международного уровня.

И о Петре Порошенко

Первое знакомство Ложкина с олигархом, который впоследствии стал президентом страны, относится ещё к 2004 году. Тогда он купил у Порошенко половину акций убыточного «Радио-5», которое позднее превратил в знаменитое ныне «Ретро-FM». Предприниматели с самого начала договорились о разделении функций: Ложкин всем управляет, Порошенко всё контролирует.

Позднее их совместный бизнес продолжился. В 2011 они сообща купили издательство KP-Media у американца Джеда Сандена, а также популярные в стране сайт и журнал «Корреспондент». Немного позже партнеры приобрели «Наше радио».

В 2013 году Порошенко продал все свои акции в радиостанциях «Ретро-FM» и Next холдингу Ложкина, но остался партнером в «Корреспонденте» и «Нашем радио». Сделка прошла через оффшорные компании.

Бизнес с Курченко

Известны контакты Бориса Ложкина и с олигархом куда более скандальным – Сергеем Курченко.

В 2013 году наш герой шокировал публику, объявив, что продаёт 98% акций «UMH group» этому деятелю, тесно связанному с окружением Януковича. О сумме сделки до сих пор ходят легенды и слагают уголовные дела, но составила она от 370 до 500 миллионов долларов. По мнению экспертов, это была самая крупная махинация за всё время украинской независимости. Ложкина поздравляли с ней люди уровня Виктора Пинчука.

Сделка шла в несколько этапов. Сперва Курченко взял в кредит в государственном банке «Укрэксимбанк» $160 млн. Как рассказывал журналистам топ-менеджер «ВЕТЭК» Борис Тимонькин, компания-покупатель заложила в банке три оффшора: Kviten Solution Limited, Quickpace Limited и Sabulon trading ink, общая стоимость которых составляла около $50 млн. Собственно, вопросы у прокуратуры были именно к этим заложенным активам, происхождение которых они назвали «сомнительным». Позднее следствие пришло к выводу, что кредит, взятый в Укрэксимбанке – это отмывание денег, полученных преступным путем.

Но это был только первый шаг. Далее около $300 млн были переведены со счета Trejoli Business Ltd. Фирма находится на Британских Виргинских Островах и принадлежит всё тому же Сергею Курченко. Перевод был сделан на счет оффшорной компании Integrity International Holdings Ltd, открытый в австрийском банке Raiffeisen Bank International AG. Компания – собственность Бориса Ложкина и его родственников. Именно австрийская полиция и начала расследовать дело о купле-продаже «UMH group».

В позднейшем заявлении прокуратуры говорится, что неизвестно, откуда взялась вторая часть этих денег. От Курченко пояснений также не поступило, и свои доходы и расходы он не декларировал. Есть предположение, что деньги не полностью принадлежали ему – взять такую сумму ему было просто неоткуда. Но если не ему – тогда кому?

Куда же без политики?

Сделка вышла для Ложкина более чем удачной. После неё он создал благотворительный фонд и публично заявил, что будет держаться в стороне от политики. Но тут как раз грянула Революция Достоинства, которая смела и Януковича, и его гоп-компанию. Коррупционные потоки, конечно, остались, но доступ к ним стал другим. И к тому же государство возглавил Пётр Порошенко – давний деловой партнёр Ложкина. Сам же он – будучи представлен обществу как успешный менеджер – возглавил администрацию президента и стал одной из ключевых фигур в украинской политике.

Глава государства поставил перед Ложкиным основную задачу – деолигархизацию Украины (парадоксальным образом эту задачу поставил как раз олигарх), и тот рьяно взялся за дело. В частности, предметом его внимания стал рынок лотереи. Результат известен: этот рынок, прежде относительно прозрачный и цивилизованный, стал полуподпольным и чуть ли не криминальным.

Естественно, в ведении Ложкина оказались и кадровые назначения. Вроде бы настало время люстрации – но он её подчёркнуто игнорировал. Так, его заместители Олег Рафальский и Константин Елисеев были советниками Виктора Федоровича, причём Рафальский работал с ним около 10 лет. Генпрокурором стал кум Петра Порошенко Виктор Шокин, и в итоге его деятельности всё окружение Януковича осталось на свободе. Сам же Ложкин давал Шокину указания, за закрытие каких уголовных дел уже «уплочено». Именно его стараниями от преследований международного розыска избавился Юрий Иванющенко, более известный как Юра Енакиевский.

От Ложкина на этой должности требовалось немалое политическое искусство. По сути, он балансировал на канате: должен был сохранять в неприкосновенности старые коррупционные схемы, но при этом демонстрировать Западу, что реформы идут полным ходом.

В том же 2014 году прошли, как вы помните, и парламентские выборы, после которых на плечи Бориса Евгеньевича легла ещё и забота о Коалиционном соглашении. Именно от него зависела работа нового состава Верховной Рады. Новый закон о прокуратуре, создание НАБУ и Совета по вопросам судебной реформы, закон «О справедливом суде», изменения в Конституцию, позволившие снимать неприкосновенность с судей, создание системы электронных госзакупок ProZorro – всё это его дела. Всё это – «жизнь по-новому». Вы спросите, почему она так похожа на жизнь по-старому? Но ведь Ложкин – бизнесмен, и для него на первом месте стоит выгода.

В августе 2016 года Борис Ложкин покинул пост главы президентской администрации, став заместителем главы Национального совета реформ. Годом позже он перешёл на должность секретаря новосозданного Национального инвестиционного совета, который возглавил сам президент Порошенко. Этот совет превратился в место, куда «провинившиеся» руководители разных структур платили откупные от преследований новой власти. Хорошая должность, а главное – прибыльная. Бизнес есть бизнес, даже (а точнее – особенно) на государственном посту.

На международном уровне

Частые переводы на счет Ложкина в австрийском банке Raiffeisen Bank International AG вызвали интерес австрийской полиции. Еще в 2015 народный депутат Сергей Лещенко заявлял, что над делом Ложкина работает иностранная прокуратура. Также политик утверждал, что Австрия передала пакет документов с доказательствами, что Ложкин причастен к отмыванию огромных сумм. Однако генеральный прокурор Украины (а им тогда был друг Ложкина Виктор Шокин) не дал хода делу. К тому же следствие закрыли и в Вене, ведь официальная Украина не подтвердила незаконность получения этих денег. Под раздачу попал один Курченко – через год его обвинили в преступной деятельности и отмывании денег.

Безусловно, Ложкин знал, что это – грязные деньги. Но что могло грозить ему в Украине, если всей этой историей занимались его люди?

Однако в дело неожиданно вмешался арабский телеканал Al Jazeera. Он опубликовал документы, которые подтверждали соучастие Ложкина в скандале с продажей UMH group. Телеканал же, в свою очередь, получил информацию от ЦРУ. Порошенко буквально ткнули носом в то, насколько коррумпировано его окружение. И в результате уже 8 февраля 2016 года Ложкина уволили из Национального инвестиционного совета. Впрочем, история со Свинарчуками показывает, что это событие нашего экс-президента ничему не научило.

Украинские деньги в Германии

Как же пострадал в результате Борис Ложкин? Да никак не пострадал. Он продолжает свою инвестиционную деятельность, и сейчас свои заработанные в Украине деньги вкладывает в стабильную немецкую экономику. Делает он это через свою компанию на Кипре Ensitar Limited, зарегистрированную в 2016 году. По данным немецких СМИ, в июле 2017 года она вошла в акционерный капитал новосозданной Liwon Hilden, которая строила жилой комплекс в Хильдене вблизи Дюссельдорфа. Ложкин приобрел в этой компании 49% акций. Бенефициаром Ensitar Limited выступает «Самаан Капитал». Ее в том же 2016 году Ложкин основал вместе с бывшим министром инфраструктуры Андреем Пивоварским.

Как известно, германский рынок недвижимости привлекает инвесторов со всего мира – тут и устойчивый рост, и дешевые кредиты, да и вообще всё же крупнейшая экономика Европы. В немецком Хильдене Liwon Real Estate GmbH вместе с украинскими VIP-инвесторами до конца 2019 года планируют построить жилой комплекс, который принесет инвесторам десятки миллионов евро.

Об инвестициях Ложкина в Германии известно немного. Доверенными лицами бывшего главы АП в Liwon Hilden GmbH прежде выступал Андрей Пивоварский и дочь народного депутата от БПП Григория Шверка Мария. Шверк-старший — многолетний вице-президент UMH group, правая рука Ложкина. Недавно стало известно, что Пивоварский перестал быть руководителем консалтинговой компании «Самаан Капитал». Ну а бизнес Ложкина цветёт и пахнет.

О любви к детям

В наши дни любой бизнесмен, у которого нет своего благотворительного фонда, не есть истинный бизнесмен. Не отстаёт от моды и Борис Ложкин. У него имеется свой фонд «Tabletochki». Наверняка многие украинцы видели яркие стаканчики с лейблом и призывом помощь детям. Вот только…

«Tabletochki» – это благотворительная организация, которая собирает деньги для больных раком крови детей. Лечить их приходится за границей. Таких операций в Украине, к сожалению, пока ещё не делают.

Можно ли воровать деньги при простой и чистой схеме работы? Очень просто! В совет БФ входит Оксана Корчинская, которая в своё время была первым заместителем председателя комитета Верховной Рады по здравоохранению, а сейчас – глава совета НДСБ «Охмадет». Она не имеет медицинского образования, зато за годы работы в парламенте ее капитал вырос в разы.

Заметим, что «Tabletochki» берут под свою опеку только тех детей, которые уже стоят в очереди на получение финансовой помощи от МОЗ. Фонд сотрудничает с итальянским фондом «Lifeline», а Корчинская прежде была сопредседателем группы по межпарламентским связям с Италией. Выводы делайте сами.

Вот другой пример: «Lifeline» вносит залог зарубежной клинике для поиска донора костного мозга (от 3 до 30 тысяч евро), а также оплачивает сопутствующие расходы семьи больного ребенка за рубежом. МОЗ же покрывает расходы на саму операцию. В Италии, Израиле и США она стоит 125-150 тысяч долларов.

Однако «Tabletochki» собирают на ребенка миллионы гривен, указывая на своем сайте полную сумму, с учетом стоимости операции, которую уже оплатил МОЗ. При этом на сайте отмечаются суммы в разы меньшие, чем те, которые собирались.

Это лишь вершина айсберга и, возможно, остальных свершений Бориса Евгеньевича мы никогда не узнаем. Но стоит обратить внимание, что доказательства и факты нарушения множества законов и статей Конституцию Ложкиным – есть и лежат на поверхности. И рано или поздно за них придётся ответить.