Александр Кочетков, политолог
В июне 1996 году я работал руководителем группы имиджа президента Украины. Главной темой в АП тогда была, разумеется, Конституция.
Дело в том, что Леонид Кучма поначалу не очень хотел принятия Основного Закона. Когда об этом заводили речь, говорил: «Ну, примем. Так ее ж потом выполнять придется!». То есть, он воспринимал Конституцию как закон, который никому, даже президенту, не обойти.
Но все же совместными усилиями удалось убедить Кучму, что держава без Конституции — какая-то неполноценная. И конституционный процесс удалось сдвинуть с мертвой точки.
Но когда текст был уже написан и согласован в Конституционной комиссии — выяснилось, что депутаты Верховной Рады не горят желанием голосовать. У многих возникли какие-то несущественные замечания, сопровождавшиеся намеками и прямыми просьбами в адрес АП — мол, вы мне то-то, а уж я проголосую обязательно.
Кстати, тогда не о деньгах договаривались, Боже упаси, а о решении каких-то вопросов, сегодня выглядящих смешными, например, выделить компьютеры для фракции.
По итогу, в продавливание Конституции через Раду оказались втянуты все.
И вот числа 25 июня захожу вечером в приемную президента. Там многолюдно.
Сидим, рассуждаем о жадных косных депутатах. Решил пошутить. Говорю Владимиру Горбулину, который тогда секретарем СНБО был, почти вице-президентом: «А вот представьте, что идете вы по кулуарам Рады, а навстречу вам министр обороны. И вы его громко так спрашиваете: «А сколько нужно времени, чтобы перебросить в Киев, в Верховную Раду, полк десантников?». А он, такой, рапортует: «Три часа. Готовы к выполнению любых приказов».
У Горбулина с юмором все нормально, он в КБ «Южное» в КВНе участвовал. Посмеялись.
Самое смешное, что Владимир Павлович на следующий день эту шутку натурально исполнил в Раде! И моментально по депутатам прокатился идиотский слух, что полк десантников с полной выкладкой уже сидит в подвалах Кабинета министров (там действительно подземелья обширные), готов вязать народных избранников и вывозить их в неизвестном направлении.
Не стану утверждать, что эта хохма стала решающей, но свое влияние оказала. Во всяком случае, вскоре состоялась знаменитая конституционная ночь.
Если сравнивать те почти романтические времена с нынешними… Честно говоря, и сравнивать нечего!