Антон Наумлюк, российский журналист
В Крыму очевидный кризис, и не понятно — что ожидать. После информации о гибели двух российских военнослужащих — ФСБ и Минобороны (как они погибли, и погибли ли вообще, — не проверишь, конечно), по логике, могут последовать какие-то очень жесткие и публичные шаги: от разрыва дипотношений — до военных действий.
Контора три дня ждала, прежде чем сделать заявление и можно не сомневаться — последствия запланированы. Если вы хотите сказать: «да ну, не может быть открытого нападения со стороны полуострова», — то вспомните пожалуйста, а года четыре назад вы вообще могли себе представить, чтобы случилась аннексия, а российские буряты воевали на украинском востоке?
Поэтому делать какие-то прогнозы стало в последние годы бессмысленно: то, что мы считали невозможным, оказалось очень даже реалистичным, граница между ними прозрачная. Можно только предполагать, но заявления о «массированном обстреле со стороны сопредельного государства и бронетехнике вооруженных сил Украины», согласитесь, тянут на «спусковой крючок».
Традиционно, если российские силовики называют имена, утверждают, что человек виновен, — значит так оно и будет. Суд, который работает только для того, чтобы легализовать эти заявления, выполнит свою часть работы. И этот Евгений Панов (и снова, — не проверишь: есть он или нет, украинский военный или вообще кто угодно) сядет по статье о подготовке теракта и создании террористической организации.
В Крыму появилось еще одно «террористическое дело», которое, учитывая формулировку «лица из числа граждан Украины и Российской Федерации, оказывавшие содействие в подготовке террористических актов, которые дают признательные показания», — может закатать в асфальт российского правосудия вообще кого угодно на полуострове.
Есть еще два фактора, которые мало обсуждаются. Осенью будет опубликован доклад по MH17. Выводы следствия уже, кажется, очевидны. После этого санкции если не усилятся, то точно останутся на прежнем уровне, тут Москве ждать хорошего не приходится. А в это время экономический кризис достиг масштабов (а впереди «выборы», госдумовские и президентские), которые даже российский телевизор уже скрыть не может.
В России ищут повод для новой конфронтации с УкраинойНе хочется о страшном — но войну с Грузией, в конце-концов, тоже начали в кризисный август.
Ну и наконец, если не заметили — речи о том, что на полуострове все спокойно, миллионы туристов и жизнь удалась, теперь вообще не ведутся. Люди, как правило, не едут отдыхать туда, где стреляют. И если российский телевизор вдруг начал об этом говорить открыто, значит решили не стесняться уже.
Хотя нет. Пока писал, вот глава Ростуризма Олег Сафонов заявил: «Я хотел бы сказать, что туристы, конечно же, не должны менять никаких своих планов и приезжать в Крым, отдыхать в Крыму». Очень убедительно.