Виктор Пензеник
Парламент принял в первом чтении законопроекты о расширении оффшорных налоговых режимов (2554-д, 2555-д).
Напомню, что оффшорами являются налоговые режимы, где налогов нет, либо они — ниже. И если мы привыкли относить к оффшорам другие страны, то это далеко не так, потому что они есть и в Украине. Но в отличие от других стран, где такие режимы вводят «для всех», у нас они — для избранных.
Представим ситуацию: кто-то покупает товар с НДС, то есть с надбавкой в 20%, кто-то может не платить 20%. Для этого всего лишь надо получить статус индустриального парка, право на это предоставляет честный украинский чиновник.
Зададимся простым вопросом: а как будет чувствовать себя тот, кто такого права не имеет? Как ему конкурировать с привилегированным бизнесом (а льготы касаются не только НДС)?
И это забота об инвестиционном климате? Как инвестировать там, где одни должны платить налоги, а другие по воле депутатов по решению чиновников такого долга не имеют?
Подпольные казино: зачем Украине собственный Лас-ВегасДискриминация происходит не только по линии: один платит, другой нет, но и по линии — украинский продукт, импортный. Дело в том, что норма относительно НДС (в силу технологии взимания НДС) к украинским товарам действовать не может. Она касается только импорта.
А теперь простая задача: если импортный товар можно купить, не платя НДС, а национальный — с уплатой, то какой товар будут покупать? Ответ очевиден. Это политика налогового подавления национального производителя, а по последствиям — это все равно, что установить на импорт отрицательную пошлину, доплату из бюджета за ввоз импортных товаров.
Все это делается под лозунгом развития национального производства. При таких условиях лучше вкладывать в других странах, а затем без налогов ввозить в Украину.
Налоговый рай для избранных — не могу иначе называть принятия подобных законов. Единственное приятно (хотя непросто говорить о приятном в принятии таких решений): значительное количество депутатов, понимая проблему, не голосовала за это решение.
Поэтому еще один закон по освобождению «избранных» от уплаты импортной пошлины был проголосован после уже традиционных нескольких раз «учебных упражнений» по голосованию одного и того же вопроса.