Полноценное антикризисное управление — это ведь искусство. Где-то ты имитируешь уступки, где-то партизански кусаешь, а в чем-то реально берешь на себя вину и делишься профитами. Но при этом обязательно делаешь вид, что ты знаешь больше, чувствуешь себя увереннее и сильнее прочих…
К концу декабря 2013 антикризисная программа будущего беглеца В.Януковича могла состоять всего из четырех пунктов. Первый: обязательная отставка министра Захарченко и некоторых членов его команды. Второй: объявление досрочных парламентских выборов. Третий: объявление широкого общественного диалога (в АП) с приглашением всех лидеров тогдашней оппозиции. Их тщеславие так легко можно было купить. Четвертый: переформатирование Кабмина и передача оппозиции больших объемов кормов.
Пагубная привычка Петра АлексеевичаВпавший в прострацию Янукович выбрал стандартный путь. Медийные угрозы, телефонный шантаж, силовое запугивание. И? И это была демонстрация полнейшего отсутствия государственного мышления. Хотя отдельным членам его ближнего круга (фамилии пока опускаю) это казалось невероятной крутостью…
Что происходит сегодня? Президент проводит блестящее, на первый взгляд, заседания Совбеза. Во время которого делает два сильных заявления. «Блокируем все транспортное сообщение с ОРДЛО». «Жду предложения по жестким санкциям по российскому Сбербанку». И вот если бы далее последовал реальный антикризисный… тотальная легальная блокада с видеотрансляцией на блокпостах; обязательные отставки топ-силовиков; объявление досрочных парламентских и переформатирование Кабмина… Президент существенно укрепился бы. Как раз с прицелом на второй срок… Но, увы, последовало опять классическое…
Первая ошибка: прямое президентское обвинение… мэра Львова Садового в организации блокады. Той самой, которая признана уже и президентом обязательной к исполнению. Садовой, по сути, назначен главным президентским оппонентом. Чуть ранее генпрокурор заявил, что градоначальник попадает в крутую уголовную разработку. Ну и правильно. Надо из достаточно скромного клерка, неспособного к жестким реакциям, сделать жертву и яркого соперника…
Вторая ошибка: прямые президентские атаки на… «Самопомощь» и «Батькивщину». Если с «Самопомощью» все ясно, то «Батькивщина» — это явно уже по Фрейду. То, что сильнее всего раздражает. Но Тимошенко вообще-то пока молчит. Выставление же «счета за блокаду» вместо предметного и честного разговора — это уже порочная и провоцирующая бизнес-логика…
Третья ошибка: представление силовиков в ВР с нарушением процедур. Это явно элемент устрашения. Так как ломает еще одно гос/правило и возвращает придворным силовикам чувство вседозволенности. А надо было всего лишь возбудить уголовное и внести представление на снятие неприкосновенности по Парасюку…
Четвертая ошибка: явная медийная синхронизация заявлений первых лиц двух администраций — путинской и порошенковской… В любом случае, пока это выглядит, скорее, как непреднамеренное обострение…
Михаил Подоляк, политтехнолог