Скандальная национализация «Привата» была поддержана идеальным pr-шумом. После чего кофеман Коломойский спешно покинул страну и вывез семью. С поникшей головой и без традиционных телефонных понтов. Многим тогда показалось, что ИВ унизили, показательно избили и на этот раз окончательно «съели». В банк же закачали чуть больше 100 млрд рефинанса. И продали нам в качестве примера «невероятно эффективного антикризисного менеджента».
Мастер джентльменских договоренностейИ что мы имеем сегодня? Александр Шлапак, дважды экс-министр, глава госбанка «Приват» спешно пишет заявления об отставке. Шлапак, разумеется, человек специфический, никогда не умевший держать удар, панически боящийся сложных проблем Он — как все нынешние топы — может работать «успешно» только, если все идет гладко и нужно просто надувать щечки. А с 1 июля вокруг «Привата» начнется разрушительная «война». Ведь, среди прочего, национализация позволила реструктурировать многомиллиардные долги Коломойского. Сам он согласился… довнести залоги по связанным кредитам. Пока передавал пустой банк. Но уехав, Коломойский резко нарастил свои «боевые и юридические активы», разработал тактику и пошел в атаку – «верните мой банк». Следовательно, никакого довнесения активов не будет, а кредиты гасит… бюджет.
Шлапаку нужно будет ввязываться в супервойну, коллекторить Коломойского. А зачем это тихоне? Но главное, Шлапак отлично понял — на его стороне некому воевать из гостопов. Все уже в кустах и попискивают. Гройсман на стороне ИВ. Гонтарева исчезла. Профильный Данилюк только тексты о либертарианстве писать может.
Второй процесс еще интереснее. Странный отчет аудиторов из ЕY, мягко говоря, удивил – «накануне убытков не было, а связанным с ИВ компаниям кредитов выдано не более 6,4%». Феерия. Ведь Гонтарева заявляла а) о дыре в 158 млрд; и б) о 99,4% слитых кредитов именно своим. На этом фоне Е.Рожкова (замглавы НБУ), которую слушают все силовики (и особенно Аваков), и говорит, что «Коломойский намерен вернуть банк». Игорь Валерьевич изумителен: он хорошо упаковался «накануне», после (никто ведь так и не занялся поиском, как и куда он вывел деньги) спрятал концы и теперь выставит крутую претензию. Операционный менеджмент банка побежал. Значит в судах некому будет подтвердить тогдашнее «предбанкротство банка». Человек, который мог выдержать атаку — Гонтарева — исчезла. И, судя по ее тотальному молчанию, исчезла из-за серьезного конфликта с президентскими окруженцами.
Коломойский, который не в Украине и который атакует — по сути, это и есть начало передела. Мощная медийная атака. Дискредитация регулятора. Обвинения кое-кого в воровстве… 100-млрд рефинанса и главное — тотальное унижение силовой вертикали. Договориться нельзя. Опять сакраментальное: «а зачем затевать, если следующий шаг не просчитан?» Коломойский, в любом случае, выставит счет и потребует… обратно долю в государстве. Но что ему могут предложить? Если все распределено между своими и сильно на всех не хватает.
Михаил Подоляк, политтехнолог