Все выглядит зловеще. Многие игроки совершенно не понимают, что происходит. Растерянность на лицах не просто играет, но вполне себе самостоятельно живет испугом сразу всех мимических мышц. Многие даже не знают, кто сегодня… главный в стране. С кем договариваться. И о чем? И как оно будет дальше?
Европейский контекст не в пользу УкраиныПонятно, что нынешний парламент — мощный социальный раздражитель. Ключевой изгой. Вселенское зло, собранное под одной крышей. Согласен, депутаты, в подавляющем большинстве, демонстрируют глупость, хитрость, неадекватность. И потрясающую склонность вести циничные кулуарные торги, даже находясь под тотальным рентгеновским просветом общественности и медиа. Впрочем, «Отче наш», предложенный группой наиболее «адекватных» нардепов, как обязательная утренняя молитва, символизирующая изгнание демонов — квинтэссенция средневекового коллективного ума нынешней ВР.
И тем не менее, события последней недели (постановочные спектакли Генпрокуратуры с унижением депутатов и последующие протестные акции под ВР) — вполне себе четко и недвусмысленно указывают на новый опасный тренд. Кое-кто, посчитав, что теряет инициативу, быстро и жестко перехватывает управление депкорпусом. Посредством улицы и вполне конкретных персональных угроз. Не угроз даже, но постыдных пинков под зад, яичных желтков на голову и бесконечного издевательского гогота над испуганным избранниками. Фамилии роли не играют. Гоняют всех без исключения. И профессионально пугают.
Ровно то же самое происходило и летом 2013. Тогдашний министр Захарченко, а параллельно с ним тогдашний глава СНБО Клюев, которых уверили в абсолютной управляемости уличных радикалов, также решили поупражняться в искусстве силового подавления оппонентов и заклятых друзей. Чем закончилось? Сейчас все выглядит пока не столь масштабно, но движение явно проторенное. Украина ведь любит юзать одни и те же грабли.
Итак, банальный сценарий. Сначала прокуратура со своими представлениями за несколько дней дискредитировала весь депкорпус. А попутно даже умудрилась чуть подраскрутить антисемитские настроения (на Розенблате). После чего депутаты впали в прострацию, а парламент тут же взяли в осаду очень агрессивные и ушлые активисты. Начались первые избиения депутатов и вызывающие оскорбления. И вот здесь надо сделать важную оговорочку: налицо профессиональное управление процессом. По правительственному кварталу опять разлит гнев, который контролирует некий Х. Составляющие. 1. Координация. 2. Соучастие полиции (она вовремя уходит). 3. «Слив» передвижения всех депутатов. 4. Постановка ситуативных задач. 5. Демонстративная наглость активистов. Президента явно выводят за скобки, а депутаты будут голосовать под улицей. Вопрос только — а кто улица сегодня?
И еще кое-что требует прояснения: имела ли место предварительная синхронизация действий прокурора Луценко и «перехватчика» депкорпуса? И кто у кого из этих двух на подхвате?
Михаил Подоляк, политтехнолог