Феерический прорыв Михаила Саакашвили через границу болезненно ударил по репутации Банковой и, в особенности, по Петру Порошенко. Последствия, безусловно, будут теперь для обоих, но куда важнее, какие последствия ожидаются для всей страны.

Громкое право тихого большинства

Постфактум анализировать причины, побудившие президента лишить гражданства Саакашвили, особого смысла уже нет. Экспертная среда, за исключением колоритных персонажей вроде Тараса Березовца или Павла Нусса, однозначно отметила, что Порошенко допустил ошибку. Он лишил гражданства не просто человека, который не может даже баллотироваться в парламент Украины (не говоря уже о президентском кресле), но партия Саакашвили по всем ранее проведенным социологическим замерам не попадала в Раду. Да, Саакашвили — любитель переходить на личности. Для него это норма. Но именно такое поведение не продается в Украине избирателям, о чем и говорили социологические опросы. Вернее, не продавались ранее.

Однако, допустив одну репутационную ошибку с очень спорным лишением гражданства Саакашвили, украинские власти 10 сентября все максимально усугубили, доведя ситуацию до максимального абсурда. Вместо того, чтобы впустить Саакашвили по действующему закону и заболтать дело в суде, снизив градус информационной напряженности, Банковая устроила квест-эпопею, по результатам которой Саакашвили попал в Украину почти также, как Ленин в 1917-м в Петроград. Символично, что между двумя событиями прошло 100 лет. А последствия для Украины могут оказаться такими же фатальными.

Предмайданная атмосфера

Президентство Порошенко идеальным точно назвать нельзя. Это президентство нельзя назвать даже троечно-удовлетворительным. Все, от кадровой политики до отраслевого реформирования, идет ни к черту. По сути, нет ни одной сферы, в которой можно было бы отметить какие-то успехи команды Порошенко. Даже получение безвиза – это аванс-подарок внешних игроков, но точно не заслуга украинского руководства.

Но именно внешние факторы – вялотекущая война на Востоке и вынужденное геополитическое покровительство Запада над Украиной, позволяют Порошенко вести себя именно так, как он и ведет. Кроме того, Петр Алексеевич – блестящий мастер в плане разрушения чужих репутаций. Яценюк, Садовой, теперь Гройсман… И даже там, где разбить оппонента с кондачка было сложно, как с Юлией Тимошенко, Банковая могла регулировать уровень ее публичной активности, а значит, и динамику роста рейтинга.

Все это позволяло Порошенко смотреть с очень осторожным оптимизмом в 2019 год. О чем он, кстати, достаточно прозрачно заявил в четверг во время своего ежегодного послания Верховной Раде. «Сокращения президентских полномочий не будет, и на второй строк иду я». Не дословно, но суть верная. По крайней мере, электоральный разрыв от той же Юлии Тимошенко составлял несколько процентов, что за счет админресурса вполне можно было нивелировать. Более того, в самом окружении Порошенко активно обсуждался последний месяц «идеальный кандидат» на второй срок. Рассматривались кандидатуры Ляшко, Рабиновича и Бойко. Как снимать Юлю, еще придумано не было, но общее стратегическое направление мысли работало именно в этом векторе.

И вот случается на границе «оказия Саакашвили». Как произошел прорыв – все видели и знают. Но интересен в этом случае даже не столько процесс, сколько фон. А он – исключительно майданный, образца 2013 года. Тютелька в тютельку. С одной стороны – разъяренная толпа, которую бесит вполне предметная несправедливость. Только в тринадцатом это было избиение людей на площади, а в семнадцатом – безапелляционное лишение гражданства с последующим препятствием возможности доказать свою правоту. «Слава Украине», сине-желтые флаги – это все тоже в толпе.

А напротив толпы – шеренга силовиков. Последние, кстати, при совсем небольшом напоре толпы даже не сопротивлялись. Сказывается память о сливе «Беркута», рядовых бойцов которого по итогу второго Майдана сделали крайними. На это особо нужно обратить внимание Петру Алексеевичу. Силовики, за исключением особо плотных генералов, рвать филейные части за власть больше не будут. Отвечать ведь потом, в случае смены власти, снова им. Поэтому меньшее зло — быть сейчас уволенным, чем завтра сесть за решетку.

Будущие комбинации

Главное, что сейчас сделал Саакшвили своим прорывом через границу – он репутационно десакрализировал силовую незыблемость Порошенко. Да, прорыв был не в том месте, где изначально собралась массовка от Банковой в виде подразделений Нацгвардии, пограничников и титушек. Но ведь и массовка Саакашвили также в точке прорыва не была в полном сборе. А это значит, что в неподготовленном месте силовая вертикаль Банковой уже не работает.

Гражданство

Второе важное достижение Саакашвили – он обозначил вокруг себя пул «настоящей» прозападной оппозиции. Тимошенко, Гриценко, Садовой, Наливайченко и «еврооптимисты» – именно такая конфигурация будет противостоять Порошенко на ближайших выборах. Учитывая, что президент за три с половиной года так и не сделал ни одного жеста-попытки хоть как-то наладить диалог с избирателем юго-востока, драка теперь будет идти исключительно за майданный электорат. Но у майданной оппозиции теперь есть символ борьбы – незаслуженно обиженный Саакашвили, и смысл борьбы – перезагрузка власти через проведение досрочных парламентских выборов. А Порошенко теперь выступает с теми же лозунгами, что и Янукович в 2013 – «ребята, не раскачивайте лодку украинской государственности».

Парадоксально, но даже с таким фоново-идейным запасом и революционной обстановкой, оппозиция Порошенко вполне себе может своей пассивностью и неуклюжестью заболтать весь этот процесс и спустить его на тормозах. Но здесь на помощь Тимошенко и Саакашвили обязательно придет беспрецедентно мудрое окружение Порошенко, которое из набора самых плохих решений придумает новое, которое будет еще хуже всех остальных. Уже сейчас власти анонсировали возбуждение уголовного дела против Саакашвили о незаконном пересечении границы. Для справки, это сугубо административное нарушение. Но генпрокурор Луценко уже заявил о максимальной мере наказания в «два года».

Если Саакашвили сейчас попытаются закрыть – это будет вариант с Тимошенко в Качановской колонии. Один в один. Если Саакашвили вывезут за пределы Украины – это будет раздувание скандала до международного уровня. Даже грузины просят Киев не передавать его им. Да, разыскивают. Но это такая ролевая игра. Делать «узника совести» в Тбилиси из Саакашвили точно не хотят. А вот Порошенко может на это пойти. Чем загонит себя в еще более безвыходную ситуацию.

P.S. Самое большее, за что должен Петр Алексеевич сейчас переживать – это за личную безопасность своего бывшего кореша Михаила Николозовича. Если с Саакашвили что-нибудь произойдет нехорошее, повесить это на Путина будет очень сложно. Антон Геращенко, конечно же, «руку Кремля» в таком случае найдет за 15 минут, но тут ведь вопрос, как в этом убедить майданный электорат, который сейчас стремительно перетекает к Юлии Тимошенко.

Игорь Лесев, блогер