Российско-украинский бизнесмен Игорь Сало известен в бизнес-кругах обеих стран. В основном с негативной стороны: как сторонник рейдерских захватов, «отжатий» предприятий, финансовых махинаций. Все эти схемы делец успешно реализовывал при действующей власти, заручившись поддержкой народный депутатов. Как будет при новом президенте?
Уголь подешевке? Только для своих
Бизнесмен Игорь Сало, крутясь в украинском бизнесе не первый год, завел тесные связи в высших кабинетах. Среди «друзей» бизнесмена есть и народные депутаты. Которые своими действиями до сих пор покрывают коррупционные схемы Сало, пишет hyser.
Один из таких «друзей» — нардеп Сергей Тригубенко, входящий во фракцию БПП. Прикрытие ему, как и другим членам парламентской фракции, обеспечивает лично действующий глава государства. Потому делать коррупционные деньги нардепам практически ничего не мешало.
Так вот, нардеп Тригубенко и бизнесмен Сало еще в 2015 году наладили очень прибыльную схему, связанную с продажей угля. Которая вскрылась в конце 2016-го, когда детективы Национального антикоррупционного бюро провели обыски в офисе на тот момент «смотрящего» над угольной отраслью Сергея Тригубенко. Работники НАБУ искали документацию, связанную с закупкой представителями нардепа угля с шахты «Краснолиманская» по сниженной цене в 850 грн. за 1 т (при рыночной стоимости около 1,5 тыс. грн. за тонну).
Проверки детективов НАБУ в офисном центре «Парус» в Киеве, где и разместил своих помощников Тригубенко, обнаружили еще и то, что помещения принадлежали скандальному бизнесмену Игорю Сало. А уж наш герой, как известно, активно участвовал в торговле углем между Украиной и самопровозглашёнными «ЛДНР». И это — просто во время войны! Причем, схему эту в официальных кругах до сих пор именуют «Роттердам +». Хотя к голландским портам она никакого отношения не имеет.
Уголь же по завышенной цене закупался на неподконтрольной Украине территории. Затем шла поставка в нашу страну через российские таможенные пункты. Как следствие, за отечественный антрацит, поставляемый с территории «молодых республик», Украина платит огромные средства. За них, в свою очередь, сепаратисты закупают оружие, чтобы потом стрелять по нашим солдатам.
Но вернемся к проверке НАБУ. В результате расследования правоохранителям также стало известно, что помощники Игоря Сало поддерживали «теневой кабинет» Сергея Тригубенко, позволяя нардепу от БПП наживаться на торговле с сепаратистами. На это указывают документы, найденные во время обысков. Они подтверждают многомиллионные сделки с углем с участием России и так называемых «ЛДНР», а также указывают на связи теневого офиса Игоря Сало со спецслужбами России. Поэтому неудивительно, что «соглашения» реализовывались без помех со стороны РФ.
Кроме того, Сергей Тригубенко, будучи выходцем с Харьковщины, никогда не скрывал своих симпатий к Российской Федерации. Поэтому долгое время имел возможность напрямую вести бизнес с Россией, обогащаясь за счет нашего же угля.
«В доле» — и министры, и экс-регионалы
Есть в этой схеме и еще одно действующее лицо. Это одиозный министр ТЭК Игорь Насалик. Именно с его подачи на днях бытовым пользователям запретили устанавливать солнечные электростанции на земле. Все — для того, чтобы прибыли от солнечной энергетики распределялись между компаниями Рината Ахметова и представителями украинской власти.
С угольной промышленностью ситуация схожая: пока рядовые потребители платят космические тарифы, власть предержащие, используя отработанные теневые схемы, распределяют сверхприбыли между собой.
Так вот, в схеме перепродажи угля с неподконтрольных территорий активную роль играл и профильный министр Насалик. Игорь Насалик был одним из первых знакомых Сало «для бизнеса». Познакомились они еще при Игоре Бакае – бывшем главе Государственного управления делами и родственнике российского премьер-министра Дмитрия Медведева.
Сейчас Бакай «залег на дно» в России, ведь в Украине он объявлен в розыск за растрату государственных средств в особо крупных размерах. Кстати, именно Бакай познакомил «нездешнего» Сало с нюансами многих коррупционных схем в Украине. И ввел его в их систему. Крепкую дружбу двух дельцов подтверждает и тот факт, что Игорь Сало, приезжая на родину для очередного слива информации ФСБ, живет в загородном доме Игоря Бакая.
Конечно же, пользуясь выгодными связями с Игорем Насаликом, Сало, в свою очередь, познакомил с ним своего «помощника» Сергея Тригубенко. Благодаря этому последний стал «надзирателем» в сфере незаконного оборота украинского угля. А потом покровители поспособствовали и политической карьере Тригубенко – пропихнули в Верховную Раду. Так будет надежнее, решили они. И стали втроем еще усерднее обворовывать Украину. О бизнес-схемах троицы Бакай-Сало-Насалик писали уже многие СМИ. Тригубенко в них был лишь исполняющим приказы посредником.
В то же время действующий Президент Украины Петр Порошенко, во фракцию которого сейчас входит Тригубенко, в каждой речи бьет себя в грудь, уверяя, что никаких переговоров с сепаратистами не будет. А рядом соратники Гаранта активно торгуют с оккупированными территориями.
Причем, в этой схеме не обошлось и без экс-регионалов, которых представители действующей власти во главе с Петром Порошенко любят клеймить публично. А вот в кабинетах, обсуждая коррупционные схемы, вражду как рукой снимает.
Так и в указанной схеме: «в долю» с перечисленными лицами вошел и представитель «донецких»: нардеп от «Партии регионов» 7 созыва, женатый любитель молоденьких девушек Валерий Омельченко. Влиятельность молодому политику обеспечил удачный брак: Омельченко взял в жены дочку бывшего главы Совмина Крыма Василия Джарты. Который, естественно, также был в составе «Партии регионов».
В поставках угля с территории самопровозглашенных республик бывший «регионал» принимал активное участие. Имея обширные связи в политических и правоохранительных кругах РФ, Валерий Омельченко договорился и главарями «ЛДНР», чтобы те не трогали его шахты. Уголь из которых, в том числе, транспортировался в Украину под видом южноафриканского.
Что сегодня?
Сейчас, по информации наших источников в СБУ и НАБУ, против Сало достаточно доказательств (включая вышеупомянутые документы из офисов Тригубенко), чтобы наконец-то предъявить ему обвинение в совершении преступлений. «Дамоклов меч» правосудия навис и над другими участниками схемы, в том числе нардепом Тригубенко. Учитывая, что Украина избрала нового президента, а каденция Петра Порошенка, как и нынешнего парламента, подходит к концу.
Доказательством тому, что коррупционные схемы могут прикрыть, а их фигурантов — наказать по закону, являются и действия Верховного Суда Украины. Который 20 марта 2019 года подтвердил законность решения Восточного апелляционного хозяйственного суда, аннулировавшего договор на поставку госпредприятием «Угольная компания «Краснолиманская» более 65 тыс. тонн угля коммерческой компании «Торговый Дом-ресурс».
– Поэтому госпредприятие имеет правовые основания для взыскания с компании недополученных средств в сумме более 24 млн грн, — сказано в сообщении правоохранителей.
Зеленский как надежда на борьбу с коррупцией
Нынешняя смена власти в Украине разительно отличается от предыдущих выборов. И дело не только в рекордной поддержке Владимира Зеленского в большинстве регионов. Дело еще и в том, что сегодня украинцы смотрят на новоизбранного президента, как на человека, который таки начнет рубить Гордеев узел коррупции.
Именно в руках команды нового главы государства находится возможность ликвидировать схемы, подобные вышеописанной. А их фигурантов таки привлечь к уголовной ответственности. Заслужив тем самым одобрение граждан уже в статусе президента.