Мир кинематографа, а также ценителей хороших фильмов говорит о смерти знаменитого и талантливого украинского режиссера Киры Муратовой
В частности, скорбят и представители кинематографа из Германии. Они знали легендарную Муратову лично.
Иза Виллингер, режиссер-документалист и автор книги о Кире Муратовой. По ее словам, впервые она познакомилась с творчеством Киры Георгиевны в 2006 году, во время учебы в Нью-Йорке. Работы режиссера показались Виллингер феминистскими, так что позже она раскрыла этот аспект ее творчества в своей магистерской работе. В 2013 году Иза приехала в Одессу специально для того, чтобы встретиться с Муратовой. Женщины беседовали три часа.
«Встреча с Кирой Муратовой стала для меня главным событием года. С одной стороны, меня поразила ее мудрость — в рассуждениях о жизни, о режиссуре, об искусстве как таковом. С другой стороны, меня поразило ее совершенно особое мироощущение, ее глубокий пессимизм. В человеческом существовании в мире она видела сплошные хаос и несчастье«, — вспоминает Виллингер.
По словам немки, Кира Муратова «воспринимала жизнь в очень мрачных тонах и в связи с этим приводила пример Германии — страны великих композиторов, писателей и поэтов, которая, несмотря на свой высокий уровень, в 1930-е годы стала нацистской«. Также Кира рассказала Виллингер о том, как сначала радовалась преобразованиям в Украине, а затем была разочарована событиями после Майдана. Исходя из этого опыта Кира Георгиевна заключила, что будущее не скрывает в себе ничего хорошего.
Виллингер выделяет из фильмов Киры Муратовой «Астенический синдром», который завоевал «Серебряного медведя» на Берлинале в 1990 году, а также «Долгие проводы» (один из ранних и наиболее известных фильмов режиссера) и «Вечное возвращение» — последняя работа украинки. Гэлин Герритсен, кинорежиссер и руководительница фестиваля восточноевропейского кино goEast, который ежегодно проводится в Висбадене. По словам этой женщины, «Муратовой удалось создать свою собственную вселенную, она разработала абсолютно индивидуальную киноязык».
«Лично для меня в ней интересно и то, что она творила в любых условиях — в Советском Союзе, где ей приходилось бороться с цензурой, и после его распада, когда ее фильмы оказались недостаточно коммерческими и у нее был мизерный бюджет. Не говоря о том, какие выдающихся людей она отбирала к себе в команду. Взять хотя бы Ренату Литвинову«, — поделилась Герритсен.
Кинорежиссер заключает, что герои фильмов Муратовой «чрезвычайно эксцентричны, и для зрителя их действия абсолютно непредсказуемы». Ленты выдающейся одесситки не назовешь реалистичными — они сделаны «в духе сюрреализма, в них немало комического». Как вспоминает Герритсен, Муратова рассказывала ей о своем кумире — Чарли Чаплине — на фильмах которого выросла и которые всю жизнь любила. Гэлин заключила, что смерть Киры Георгиевны — огромная потеря для кинематографа. Гэлин Герритсен также выделяет «Астенический синдром» среди киноработ Муратовой.
Одесситке не нравился ни один из правящих режимов, но и «борцом с режимами» она не была. Героями ее фильмов были и председатель исполкома, и милиционер, и «простые рабочие».
Как утверждает Герритсен, «в своих фильмах она (Муратова) всегда показывала две стороны медали. Герои ее картин — нормальные люди, которые в экстремальных ситуациях демонстрируют себя с неожиданной, «ненормальной» стороны. В лентах Муратовой много агрессии. Но это — не самоцель, а отражение того, что происходит в реальности».
По мнению Изы Виллингер, работы Киры Георгиевны являются интересными для западного зрителя, так как сделаны мастерски, а также отражают действительность, которая является экзотикой для него, чем вызывают интерес узнать об этом незнакомом мире.
Гэлин Герритсен отмечает, что в фильмах Муратовой представлен мир, отличный от западного, показанный еще и с точки зрения кинематографиста-женщины. К тому же, по мнению немки, режиссер имеет особый и неповторимый творческий почерк, что интересует западного зрителя.
Стали известны некоторые детали похорон легенды советского и украинского кинематографа, режиссера и сценариста Киры Муратовой.
Так, по словам генерального директора директора Одесской киностудии Андрея Осипова, церемония прощания будет закрытой. Осипов говорит, такова была воля самой Киры Муратовой.
Источник: DW.com