Система публичных закупок ProZorrо из-за просчетов ее куратора первого заместителя главы Минэкономразвития Максима Нефедова создала масштабную кибертеррористическую угрозу для украинской экономики
Об этом идет речь в расследовании «Коммерческая монополия ProZorro: почему «вирус Нефедова» может стать причиной разрушительной кибератаки на Украину», пишут «Вести».
Журналисты вместе с экспертами смоделировали возможные действия злоумышленников, которые могут взломать ProZorro.
«Хакеры могут взломать учетные записи администратора или чиновника АМКУ, получить доступ к закрытым данным по предложениям конкурентов и таким образом выиграть любой тендер. Также изменить данные, которые видят участники торгов. Например, указана сумма тендера 10 млн грн, то участники увидят 10 грн. При этом в базе данных изменится не цифра, а ее отображение. Более того — заблокировать возможность пользования сайтом ProZorro для конкретного пользователя или даже загружать на сайт вирусы и использовать его как источник их распространения, как было с BadRabbit», — говорится в расследовании.
Такие действия, по словам опрошенных экспертов, могут привести к хаосу в бюджетной системе и масштабным убыткам в экономике. Еще более разрушительными могут быть последствия глобальной кибератаки на украинский госсектор через дыры в киберзащите системы госзакупок. Пострадать могут стратегически важные объекты в энергетике и оборонном секторе.
«Все перечисленные угрозы будут существовать до тех пор, пока Кабмин и Верховная Рада вместе не преодолеют «вирус Нефедова». Конечно, это условное название. Но негативные последствия бесконтрольной работы главного куратора ProZorro Максима Нефедова такие как, недополучение госбюджетом доходов, убытки украинских производителей и халатное отношение к укреплению кибербезопасности системы госзакупок с оборотом около 250 млрд грн в год, — вполне конкретны и осязаемы», — подводят итог расследователи.
Напомним, что это четвертая публикация «Обозревателя» на эту тему. В первом материале журналисты рассказали о том, как и почему Украина теряет на госзакупках 500 млн грн в год. Во втором материале речь шла о том, зачем на самом деле выгодополучателям от ProZorro необходима малая приватизация, и почему госбюджет потеряет на ней более 100 млн грн. В третьем материале были приведены факты того, как новая система публичных закупок убивает национального производителя, нанося экономике многомиллиардные убытки, и как с помощью ProZorro зарабатывает экономика России.