— Сразу хочу начать разговор с последних событий в Верховной Раде, когда народные депутаты перед летними каникулами собрались на пленарное заседание. Каковы ваши впечатления?
— Неделя действительно была насыщена событиями, и за это время было принято много решений, в том числе пенсионную реформу в первом чтении. Кроме того, нескольких народных депутатов лишили неприкосновенности, и президенту еще удалось протащить свой закон о Конституционном суде. Эти решения действительно имеют большое значение для всех украинцев.
— Почему Верховная Рада не решилась проголосовать за снятие неприкосновенности с Евгения Дейдея и Андрея Лозового?
— Я считаю, что это был определенный расчет, так как для этих решений — и о Конституционном суде, и о пенсионной реформе, — требовались голоса. Сегодняшней коалиции, в принципе, не существует. Де-факто, это широкая коалиция, и все решения принимаются с участием бывших членов Партии регионов. Поэтому были лишены те депутаты, чья неприкосновенность не влияла на принятие этих решений.
Это было определенное давление на других депутатов, поскольку президенту надо было протащить решение о Конституционном суде, после принятия которого он стал, по сути, полностью подконтрольным президенту. Теперь он может принимать любое решение по указанию Администрации президента.
Второе важное решение — это принятие пенсионной реформы в первом чтении, так как от этого зависит получение Украиной последующих траншей МВФ. Поэтому часть депутатов лишили, а часть — нет.
— Непонятно, каким образом депутатская неприкосновенность влияет на голосование за важные законопроекты. Ведь если бы их и лишили неприкосновенности, это же не мандата их лишают, понимаете. Они голосовали бы и так, и так.
Антикоррупционный суд: сражение за сферу влияния— Они принадлежат к разным фракциям. Давление не на конкретного депутата, а на те фракции, от которых эти депутаты, в том числе и на Радикальную партию, в которой Лозовой. Так же «Народный фронт» — одного лишили, а Дейдея не лишили.
Это была, так сказать, спланированная ситуация со стороны Администрации президента, и это им действительно удалось. Даже те, кого лишили, например, Олесь Довгий — я считаю, что это больше шоу, нежели будут какие-то реальные последствия. То, что ему инкриминируют — совершение злоупотреблений 31 октября 2007. Юрий Луценко в те времена был министром МВД. В 2008 и 2009 годах у него не было никаких вопросов. Теперь, когда он стал генпрокурором, они возникли.
И в 2014-м вопросов к Довгому не было. Даже когда он баллотировался по Кировоградщине, ни «Народный фронт», ни БПП не выставили ему никаких серьезных конкурентов. Поэтому я думаю, что это или ничем не закончится, или дело будет закрыто как таковое, по истечении срока давности.
— А что по Михаилу Добкину? Ему также инкриминируют давнее дело.
— С Добкиным другая история. Это одиозная фигура. И это было нужно для широкой общественности: смотрите, мы привлекаем к ответственности представителей прежней власти.
— И кого-то из Оппозиционного блока?
— Конечно. С Бориславом Розенблатом вообще история такая: я считаю, что это какие-то внутренние разборки в БПП, я думаю, что активность Розенблата по янтарной теме кому-то помешала. Поэтому в отношении него была проведена целая спецоперация. Если бы такую спецоперацию провели по отношению к другим депутатам, они также не устояли бы, против таких предложений, как Розенблат.
— Как вы думаете, Розенблат останется в стране, или все же будет как-то спасаться?
— Трудно сказать. Лишение депутатской неприкосновенности не означает автоматического привлечения к ответственности. Мы также видели интересное видео, там где Мосийчук берет взятки, но он сейчас ходит, голосует и с ним ничего не случилось. Депутата Мельничука тоже лишили депутатской неприкосновенности, там вообще инкриминировали даже убийство, но он ходит в Верховную Раду и также голосует. Я думаю, что в дальнейшем все будет зависеть от их поведения в Верховной Раде.
— И, все же, зачем Генпрокуратура так активизировалась? И зачем все эти показательные выступления, если это ничем не закончится?
— Мое личное мнение. Это нужно было, во-первых, для рейтинга и президента, и БПП, как партии. Он, скажем так, сейчас находится в состоянии падения. Надо было показать — мы можем наводить порядок. Во-вторых, это очень хороший повод, чтобы отвлечь внимание от действительно важных законопроектов, таких как пенсионная реформа и закон о Конституционном суде. В-третьих, показать депутатам, если нужно, что им не поможет и депутатская неприкосновенность.
— Что предусматривает законопроект о Конституционном суде?
— Там все очень просто. Конституционный суд состоит из 18 судей, шесть из которых назначает президент. В суде будут образованы два сената, в состав которых входят девять судей, и сенат полномочен принимать решения, если участвуют шесть судей. То есть, эти шесть судей, которых назначит президент, могут отменить любые законы на основании их несоответствия Конституции Украины. Это была главная цель.
То есть, шестерых назначает президент, шестерых — Верховная Рада. Я считаю, что и там будет определенное количество его людей. И третье, это съезд судей. Ради этого все и было сделано.
Что это означает? Завтра, например, могут отменить мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения. Конституционный суд может признать его не соответствующим Конституции. То, что невозможно протащить через Верховную Раду — будет сделано шестью судьями КС. Поэтому, когда рассматривался этот закон и было блокирование трибуны. Но вы видите, когда очень нужно, то закон все равно принимается.
— Но события происходили не только в стенах Верховной Рады, но и за пределами. Были протесты, акция, такое показательное шоу митингующих. И мы понимаем, что за всеми этими людьми кто-то стоит.
— Я согласен с тем, что это шоу. Так, были завезены эти бочки, мегафоны, бросали дымовые шашки. Нашему партийной ячейке тоже поступали предложения пойти под Верховную Раду и требовать…
— А кто вам предлагал?
— Члены партии говорили: «Давайте и мы пойдем». Но увидели, что происходит — это действительно шоу, цирк. И мы поняли, что наше участие в этих акциях давления, протеста, не дадут никакой пользы.
Наша партия официально объявила о том, что мы за отмену депутатской неприкосновенности, поскольку это требование и первого Майдана, и второго, и все члены коалиции брали на себя обязательство отменить депутатскую неприкосновенность, а не ограничить.
— Вы сейчас не народный депутат, Николая Томенко тоже лишили мандата. Поэтому вам легко говорить об отмене депутатской неприкосновенности. А вот депутатам, у которых она есть, сложно ее лишиться. По крайней мере, так показывает практика.
— Наш лидер Николай Томенко не побоялся потерять свой мандат. Для него важнее убеждения. После того, как политика и президента, и его политической силы стала существенно отличаться от того, что обещали на выборах, и после принятия ряда решений, которые противоречат этой программе, с которой они шли на выборы, Николай Томенко вышел из фракции. Его не испугало то, что он может лишиться мандата.
Его лишили мандата, но это же не мешает ему заниматься политической деятельностью: выступать и критиковать власть, собирать те же митинги. Я думаю, что в том виде, в котором она существует, депутатскую неприкосновенность нужно отменить. Сначала необходимо это сделать, а потом решать вопрос относительно введения неприкосновенности от политических преследований, чтобы депутаты имели возможность выступать в парламенте и говорить то, что думают, подавать различные законопроекты. Чтобы за это они не несли ответственности, ну кроме политической, конечно.
— Верховная Рада приняла за основу законопроект 6614 в рамках пенсионной реформы, и с 1 октября для 5,5 млн пенсионеров обещают существенное повышение пенсий. От правительства мы постоянно слышим два тезиса. Первый — это повышение пенсий, второй — пенсионный возраст повышать не будут. Все-таки, что подразумевает под собой эта пенсионная реформа?
— Инициатором реформ и, как говорится, двигателем, является, к сожалению, не наше правительство, а Международный валютный фонд. Наше правительство начинает что-то делать только после того, как надо получить очередной транш. Во-вторых, как всегда, эти реформы делаются, прежде всего, за счет простых людей. Мы понимаем, что сегодня большой дефицит Пенсионного фонда, и, как всегда, правительство решило его сократить, в первую очередь, за счет уменьшения количества пенсионеров.
Тезис о том, что не будет повышаться пенсионный возраст — это, да. Но вместе с тем речь идет о повышении страхового стажа, который необходим для получения пенсии. Повышение пенсионного возраста произойдет, как представило правительство, для 29% граждан Украины. То есть, для 4% пенсионный возраст повысится до 65 лет, поскольку у них страховой стаж менее 15 лет. Те, у кого от 15 до 25 лет страхового стажа, выйдут на пенсию в 63 года. Это 25% пенсионеров.
— Но трудовой стаж будут повышать, дальше еще 35 лет нужно будет иметь.
— Конечно. Для того, чтобы получить пенсию, надо будет иметь 35 лет стажа.
— Это, наверное, уже касается нас с вами.
— Конечно. То есть мы видим, что для 30%, по сути, для 29%, если быть точными, состоится на самом деле повышение пенсионного возраста. А дальше такая новация — коэффициент оценки стажа. Он уменьшается с 1,35% до 1%.
— Что это значит?
— Это значит, что уменьшится пенсия. Здесь не нужно даже быть экспертом: 1,35 это же больше, чем 1. Но правительство уверенно говорит, что это к уменьшению не приведет.
Далее такая инновация о том, что увеличится социальный взнос. Для работников с вредными условиями труда, которые имеют право на досрочный выход на пенсию, для работодателей увеличится этот социальный взнос.
— Это в обязательном порядке?
— Да конечно. И я понимаю, к чему это приведет. Работодатели оптимизируют количество работающих. Иначе зачем им убытки?
Так же рассказы о том, что повысились зарплаты у работников образования, культуры, медицины и теперь им не нужно выходить досрочно на пенсию. То есть отменяется право на пенсию по выслуге лет. Это преподносят так, что уже большие зарплаты и все нормально.
— Все же объясните, что такое страховой стаж. Я так понимаю, что, например, я официально работаю, у меня есть трудовая книжка, в ней есть запись работодателя. Это включается в страховой стаж или это надо еще проверять?
— Конечно.
— Потому что работодатель, наверное, может пойти на хитрость и не платить взносы.
— Если вы работаете официально, то он, конечно же, платит.
— А как это можно проверить? Вот, например, какой у меня страховой стаж, куда нужно обращаться? Трудовая книжка об этом 100% говорит?
— Она 100% говорит, но могут действительно быть недобросовестные специалисты. Бывают случаи, когда говорят: мы принимаем, давай трудовую книжку, мы поставим печать. Человек работает там несколько месяцев, но это не может происходить длительное время, поскольку видно, как ты зарплату получишь, где ты там в ведомости расписываешься. Как правило, когда платят в конвертах, тогда можно сделать такую махинацию.
— Вы сейчас говорите об официальной зарплате?
— Человек должен проработать 35 лет, тогда он имеет право выйти на пенсию в 60 лет. Если меньше, то я уже говорил, если от 15 до 25 лет — в 63 года, а если стаж менее 15 лет, то в 65 лет.
— Все же, куда нужно обращаться для того, чтобы проверить страховой стаж?
— Я думаю, что в отделение Пенсионного фонда.