О невозможности почтить память жертв сталинских репрессий крымского народа, показушных акциях оккупантов в Крыму и «заселении» полуострова лояльными людьми, а также о возможностях поддержки оставшихся местных и способах влияния на РФ рассказал гость Politeka Online Алим Алиев, программный директор “Крымского дома”.
О Дне памяти о депортации крымских татар
Уже четвертый год, как крымские татары не могут почтить одну из самых трагических страниц своей истории – сталинскую депортацию 1944 года. Собравшись на площади, отдать дань предкам, которые погибли. К сожалению, эта акция в основном пройдет на континентальной Украине. Я имею в виду траурный митинг. В Крыму люди будут собираться либо дома друг у друга, либо у памятников депортации.
Оккупационные власти делают все, чтобы не просто надавить на крымских татар, но и подменить их институты, например, институт Меджлиса. Поэтому 18 мая оккупационными властями также будут проводиться молебны, будут нести цветы к памятникам. Но абсолютное большинство крымских татар в этих так называемых акциях не будет принимать участие. Они будут разделены во времени.
Крымские татары не пойдут, когда оккупанты, которые проводят репрессии против нашего народа, будут играть на публику.
В последнее время меня как активиста на континенте очень поддерживает духовно то, что происходит сейчас среди активистов в Крыму. Появляются гражданские журналисты, люди все больше выходят на одиночные пикеты. Таким образом страх, который пытаются навязать постоянно на протяжении четырех лет, крымские татары пытаются преодолевать и выражают свое несогласие и свою точку зрения. Если посмотреть на природу авторитарных режимов вообще, то они опираются в первую очередь на тех, кто работает в бюджетной сфере, от кого люди напрямую зависят по финансированию от государства.
Крым – это не просто не исключение, это гиперболизация данного правила. В Крыму даже на Хедерлез, который был в начале мая, также привезли бюджетников из числа крымских татар и людей других национальностей. Мою знакомую учительницу вызвали на педсовет накануне выборов и сказали, что списки непришедших отправят в РайОНО, то есть таким образом оказывается давление. Чтобы показать массовость, они будут также использовать админресурс.
О замещении оккупантами местного населения в Крыму
Это абсолютно верно. Одна из тенденций в Крыму — замещение населения. Из Крыма выехали около 50 тысяч человек на континент Украины. Это не количественный показатель, а качественный. Произошел отток мозгов, когда выехали представители интеллигенции, бизнесмены, активисты, политические деятели, журналисты, студенты.
При этом в Крыму, по разным подсчётам, от 250 до 500 тысяч новых людей, заехавших.
В разных городах Крыма строятся отдельные кварталы, куда эти люди заезжают. Это и представители силовых структур, и российский бизнес, и чиновники — те, кто обеспечивает так называемую милитаризацию Крыма.
К сожалению, люди, которые остались в Крыму, не имеют поддержки непосредственно относительно их физической безопасности, адвокатской помощи. Адвокатов не хватает в Крыму, а украинское государство не может обеспечить там их консультацию, потому что туда не попадешь. При этом, к счастью, остаётся связь между материковой Украиной и Крымом посредством коммуникации с активистами, живущими на полуострове, и посредством медиа и соцсетей.
В первую очередь мы можем помочь общением со знакомыми, друзьями из Крыма, чтобы не дать им почувствовать, что они один на один с российской авторитарной машиной. Также очень важна помощь семьям политзаключенных. Сейчас только детей политзаключенных больше сотни, они нуждаются в долгосрочной помощи, пока их отцы не вышли из тюрьмы.
О Керченском мосте
Я был абсолютно уверен, что они откроют этот мост, потому что он для Путина как фетиш, та вещь, которая является символом великодержавности. Поэтому они старались уложиться в темпы. Но насколько долго этот мост простоит? Мы понимаем географические характеристики этого бассейна: схождение тектонических плит, достаточно большой ил на дне моря и т.д. Экономически мост поможет перевозить больше продуктов из России в Крым. Продукция, которая сейчас доставляется, не только очень плохого качества, но и из-за дорогой транспортировки по себестоимости дорогая. Люди в Крыму отреагировали по-разному. Проукраинские жители — негативно, потому что это искусственная связь Крыма и России.
Александр Мартыненко: Гройсман хочет быть самостоятельным игрокомО бессрочной голодовке Олега Сенцова
Олег очень принципиальный человек. Он требует, чтобы выпустили всех политзаключенных, находящихся на территории России. Но это его решение вряд ли повлияет на Путина. Для большей части России не существует политзаключенных, коллапса авторитарной системы, которая сейчас в РФ. Для них абсолютно другая картинка. Действия Олега — это в первую очередь призыв к международным организациям, другим странам, чтобы они ещё раз обратили внимание на крымскую тему и тему украинских политзаключенных в России.
Европейские организации и политики на ситуацию в России не могут влиять напрямую, но могут косвенно. Через санкции, в том числе персональные, которые мы лоббируем. Для Путина это игра в долгую. Результаты санкций не могут быть сиюминутными, как некоторые из нас ждут.