Смогут ли договориться лидеры РФ и США на личной встрече, решат ли они между собой судьбу Украины и каких еще дров может наломать американский президент в отношениях с Европой и членами НАТО, рассказал гость Politeka Online Борис Тизенгаузен, эксперт по управлению репутацией.
О грядущей встрече Путина и Трампа
Я не разделяю той паники, которая возникла вокруг этой встречи. Ряд экспертов говорят о том, что Путин сможет убедить Трампа вернуть Крым или на каких-то отдельных условиях договориться об этом. Во-первых, стоит отметить, что у Дональда Трампа в принципе нет полномочий возвращать либо не возвращать, вообще договариваться о Крыме. То есть — есть акт противодействия врагам, который был принят Конгрессом и на основании которого были введены санкции и за Крым, и за Донбасс для РФ. Не зря некоторое время назад Конгресс ограничил Дональда Трампа в возможности ветирования и даже частичного снятия этих санкций.
То есть Трамп может обещать что угодно: отдать Крым либо что-то еще, — но физически у него нет таких полномочий. Об этом беспокоиться не стоит. Касаемо того, о чем они могут говорить в принципе. Представители одного и второго президента обрисовали круг вопросов, которые будут освещены на этой встрече. Это вопросы по Сирии, Украине, ряд экономических вопросов. Ничего сверхъестественного ожидать от этой встречи не стоит. Это будет в лучшем случае корейский вариант, калька Сингапурской встречи Дональда Трампа с лидером Северной Кореи, итогом которой стал абсолютно обтекаемый документ, в котором не говорится ни о чем, кроме намерений.
Я думаю, что итогом этой встречи будет похожий документ о том, что нужно придерживаться Минских соглашений, уважать территориальную целостность и суверенитет, ничего более.
Еще есть такой момент, что, несмотря на личную заинтересованность Трампа, о которой он не раз говорил — что ему хотелось бы сблизиться с Путиным и с Россией — результатом всех его встреч являются противоположные действия. После предыдущей встречи была высылка российских дипломатов, были аресты российских дипломатических дач в США. От желания Дональда Трампа в данном случае ничего не зависит, никаких судьбоносных решений по Украине принято быть не может.
О том, могут ли США «закрыть глаза» на проблемы Украины
Это в принципе невозможно, потому что, во-первых, Сирия и Украина — это два абсолютно разных конфликта, а во-вторых, мир же не замкнулся только на Америке и России. У нас есть целый ряд европейских партнеров, члены “Большой семерки”, представители других государств, Евросоюз, которые не допустят подобного решения. Россия бы так и хотела: создали два конфликта — один в Сирии, другой в Украине — и в обмен на одну войну закроют глаза на вторую. Так не получится. Мы живем в глобализированном современном мире, где не все зависит от решения двух руководителей, пусть даже таких серьезных держав, как Россия и США.
У Трампа нет позиции. Его позиция по некоторым вопросам бывает довольно ситуативна. По вопросу Украины, как и по любому другому вопросу, Трамп рассматривает разные ситуации извлечения пользы для своей страны. Он может импульсивно, эмоционально сказать абсолютно любую чушь, но это не значит, что эта чушь совпадает с политикой целого государства. Система сдержек и противовесов в США настолько серьезно настроена, что один президент со странным поведением не сможет решать глобальные вопросы.
О противоречиях внутри НАТО
Стоит сказать о том, что ровно за два месяца до того, как Трамп назвал Ким Чен Ына отличным парнем, он называл его сумасшедшим ракетчиком, сумасбродным политиком и тираном. Позиция Трампа может меняться в рамках одного твитта.
Что касается предстоящего саммита НАТО, то он действительно будет очень непростым. Дональд Трамп уже говорил о том, что недостаточно члены альянса тратят на свою обороноспособность, он намерен поднять эту планку до 2% ВВП. Сейчас всего восемь государств эту квоту выполняют, остальные просто физически не могут этого делать по определенным причинам. Поэтому Трамп будет жесток, особенно с теми, кто недоплачивает причитающуюся долю в бюджет. Это абсолютно предсказуемо.
В принципе, он прав. Есть определенные стандарты, затраты, которые прогнозируются. Его не волнует, почему США могут выполнять эти обязательства, даже переплачивать, а другие государства нет. Это фактически бизнес. Хочешь быть защищенным — плати. Эта позиция находит одобрение среди тех государств, которые выполняют свою норму. Основной месседж Трампа будет заключаться в том, что члены не платят достаточно в бюджет альянса.
О Путине он всегда отзывался дружелюбно, потому что они в некоторой степени похожи.
Могут ли США вообще выйти из НАТО? Вполне возможно. Трамп же отказался от участия в проекте по климатическому соглашению, взял курс на выход из ЮНЕСКО и т.д., то есть вышел из целого ряда серьезных международных программ именно из-за финансовой составляющей. Но в данном случае репутационные, финансовые и оборонные бонусы будут у США. Трамп же требует не только надлежащей доли в бюджет НАТО, там подразумевается и закупка вооружения, часть из которого производится только США. То есть это абсолютно коммерчески выгодный проект для США.