Чем могут быть полезны сейчас внеочередные выборы в парламент, сколько они будут стоить государству и стоит ли менять законы, чтобы преодолеть кризис с назначением нового состава ЦИК, рассказал гость Politeka Online Александр Палий, кандидат политических наук.
Относительно увеличения количества членов ЦИК до 14
Теоретически это можно решить, но нужно к законодательству относиться очень осторожно. Писать его под текущий момент теоретически возможно, но это нужно делать в крайних случаях, если невозможно прийти к консенсусу в парламенте, нет здравого решения. Тогда, конечно, такой состав ЦИК лучше, чем никакой или тот, который устарел. Обсуждение — это нормально, но переписывать законодательство нужно очень осторожно.
Под Юрия Луценко когда-то переписывали недаром. Он стал генпрокурором, во времена которого было проведено больше всего арестов за коррупцию, доведено дел до суда. Если говорить о конкретном случае Луценко, то мне кажется, что было бы неправильно его клеймить. У нас сейчас конкуренция между различными правоохранительными органами. Любое коррупционное деяние находится под перекрестным огнем со стороны различных правоохранительных органов. Нет железобетонной крыши, она разрушена.
У нас сейчас антикоррупционная среда гораздо лучше, чем на момент избрания Луценко. Это тот случай, когда изменения были уместны.
Это изменения не под одного человека, а для того, чтобы открыть систему. То есть пускать в нее все больше и больше квалифицированных людей извне. Например, когда приходят к выводу, что система не способна к самоочищению, тогда приглашают каких-то внешних людей, которые не имеют соответствующего образования либо опыта в международных структурах или еще где-то, но могут реально изменить страну к лучшему. Формальный диплом, мы в Украине это знаем как никто, и реальные знания — это разные вещи, это большая разница.
Мне кажется, что голоса в Раде должны найтись. Это же партии подают своих представителей, которые выполняют свои функции в соответствии с законом. Это же не президент назначил этих людей. Он просто берет то, что ему подают, и автоматически предлагает.
Этих людей выбрали партии. Если партии подают таких кандидатов, нужно спрашивать у них. У нас есть определенная структура парламента, куда входят БПП, “Народный фронт”, “Батькивщина”, масса мелких фракций и др. У каждого свои интересы. Если они подают кандидатов, лояльных к президенту — это их проблема.
Относительно возможности досрочных парламентских выборов
У меня информации относительно досрочных парламентских выборов нет, но, на мой взгляд, определенное сотрясение нашему политическому организму, возможно, будет полезно перед президентскими выборами. Почему? Очень многие депутаты поперебегали, предали свои партии, побежали в другие, а на самом деле остались в парламенте. То есть очень большая концентрация людей, которые набивали себе цену, но на самом деле вели себя не очень принципиально.
Перебежки из фракции в фракцию нужно прекращать. Даже не в перебежках дело, а в том, что эти люди прошли от БПП или “Народного фронта”, за них голосовали как за представителей этих политических сил, а тут вдруг они уже совсем иначе себя ведут, не учитывая никакую фракционную дисциплину. Наверное, это немножко неправильно. Они же попали в парламент иначе.
Этих людей критически большая масса. Возможно, нужно их отправить на самостоятельные выборы, чтобы они попытались за что-то бороться, доказывать, что они кому-то нужны. Многовато беспринципности. Теоретически можно провести досрочные выборы, но это дорогой эксперимент.
Выборы — это минимум 2 млрд только государственных средств. Я уже не говорю об избирательных кампаниях, которые у нас бывают очень дорогими.
Относительно интереса АП в проведении досрочных выборов
Очень высока вероятность, что пройдут маленькие партии, которые не смогут создать коалицию. Это означает, что это правительство Гройсмана будет и в дальнейшем работать. Пока не смогут создать новое правительство, будет работать это. Кроме того, на мажоритарных округах совсем не все понятно, то есть там может быть совершенно не такая ситуация. Если субъективно, то мне кажется, что сейчас рейтинг Порошенко растет благодаря тому, что страна держится на плаву и движется вперед. Это очевидные вещи.
Много кто может отрицать, биться в истериках и т. д., но у нас за первые пять месяцев этого года на 35% больше купили автомобилей, чем за пять месяцев прошлого года. Рост внешнего туризма у нас составил 25% в 2017 году, а в этом году — еще больше, самолетов не хватает. Какое обнищание? В одну только Турцию в три раза больше ездят, чем до войны. Это все видно.
Кроме того, у Порошенко очень слабые конкуренты. У нас не получается пока что выбора между хорошим и еще лучшим. Если разобраться, то эти люди никакие не конкуренты.
Ввиду это у Порошенко может быть электоральный рост, но посмотрим. Нужно понимать, что президентские выборы уже весной. Если парламент изберут осенью, то пока он будет творить эту коалицию, пока то, пока се. Это очень длительное и занудное дело. Это чисто гипотетическая вещь. Мы говорим о тех вещах, о которых говорят разнообразные политтехнологи уже пять лет, а этих досрочных выборов все нет и нет. Очень часто люди свои желания выдают за действительность.
Кто-то хочет усилиться в парламенте, кто-то — на мажоритарных округах. Благодаря этому создается информационный шум, который мы воспринимаем за реальную политическую жизнь. Сейчас, видимо, самый выгодный момент для президента, чтобы распустить парламент. Но воспользуется ли он этим? Раньше он ни разу этим не воспользовался, потому что считал государственные деньги, которые нужно потратить на выборы, чтобы очиститься от нескольких депутатов, которые стали беспринципными.