Почему длится конфликт НАБУ и САП и кому он выгоден, о неэффективности противодействия коррупции в сложившихся условиях и возможности проведения праймериз накануне выборов президента, рассказал гость Politeka Online Давид Сакварелидзе, партия “Рух новых сил”, в 2015-2016 гг. заместитель генпрокуратура Украины.

О подозрении Холодницкого в сливе информации

Весь этот скандал, который разворачивается вокруг НАБУ и Антикоррупционной прокуратуры, означает фактически временную блокировку и конец работы НАБУ и САП. Это ненормально, когда с одной стороны в качестве обвинителя мы видим главу антикоррупционного бюро, а с другой стороны в качестве ответчика — главного антикоррупционного прокурора страны. На том фоне, что у людей были большие ожидания к работе этих двух органов, я не думаю, что в такой ситуации будет возможно их нормальное взаимодействие и сотрудничество.

Кто бы в этом ни был замешан, а в таких случаях всегда замешана власть, олигархат — они добились своей цели. Они реально и надолго заблокируют, и перебросят в сумбурное прошлое или будущее эти два органа, которые все пытались беречь и поддерживать. Я думаю, было ожидаемо, что эта ситуация долго не продержится. Без глобальных изменений в высших политических кругах, которые создают такие органы и ставят перед ними задачи, мы ничего вменяемого ожидать не должны.

Зачем Луценко сейчас снимать Холодницкого? Им лучше подвесить эту ситуацию, оставить замороженный конфликт между двумя самыми важными за последние несколько лет антикоррупционными органами в Украине, чтобы полностью саботировать их работу.

Луценко — хитрый политик, он видит в этом политический бонус для себя, поэтому никто никого трогать сейчас не будет.

Квалификационная комиссия — это орган, который заново набирал Луценко. При первой же возможности нужно их всех разогнать: и самоуправление прокуроров, и КДК. Это полный бред: в стране, где нужна реальная антикоррупционная война и консолидация силовиков, чтобы быстро добиться результата, куча людей, которые не несут никакой административной и юридической ответственности, которых подают иностранцам как какую-то демократическую победу и самоуправление прокуратуры, хотя все убедились, что там никакой демократии нет. Рано или поздно их нужно разогнать.

Луценко

О необходимости Холодницкого подать в отставку

Это его личное решение. У него свои аргументы, своя правда. Если он подаст сегодня в отставку, ничего не изменится. Будет новый Холодницкий, новый конфликт заложен априори, его будут перетягивать в разные политические стороны, чтобы за кого-то заступиться, никогда это нормально не заработает. Давайте смотреть шире, а не просто заниматься письмотворчеством и оставаться постоянно в стаде маленьких точечных протестов, давайте вместе что-то менять, если мы этого хотим. Если нет — все будет продолжаться бесконечно и никакого результата не будет.

Мне очень грустно, потому что я сам немало сделал для того, чтобы это бюро сегодня было, чтобы у него была возможность работать. Может быть, другой бы не полез на нашем месте ссориться с какими-то насировыми, мартыненками, энергоолигархами и миллионерами, криминалитетом, трухановыми и т. д., как делали наши ребята из нашей команды. Мы хотели, чтобы эти органы работали честно, порядочно, чтобы они выходили на результаты.

О выдвижении Юрия Деревянко в президенты и возможных праймериз

Праймериз — это громко сказано. Одна маленькая политическая сила, не имея неограниченных ресурсов, как другие олигархические партии, не в состоянии организовать и провести праймериз. Мы заявляли, что готовы включиться в этот процесс, если там будет достаточное количество авторитетных организаторов, которым доверяет общество. Юрий Деревянко заявил о желании идти в президенты, в том числе и о желании участвовать в таком народном праймериз. К сожалению, такой праймериз не получается, несмотря на наше большое желание.

Я лично последние несколько месяцев провел в переговорах с разными известными политическими деятелями, которым доверяют или которые пока не известны. Это дешевле и намного эффективнее, чем развешивать билборды, раздавать гречку, проводить стандартную кампанию, которую ведут другие политики. К сожалению, мы получили отказ от большинства таких лидеров: кто-то отказался, кто-то тянет время, кто-то хочет присоединиться после начала. Этот процесс не работает. Я не буду убеждать людей, которые хотят что-то менять, что нужно действовать и быть лидером, бесполезно все время об этом говорить, если они сами это не понимают.

деревянко

Здесь нужен крупнокалиберный интеллектуальный и бескомпромиссный лидер, который для себя сделает выбор, как сделал Пашинян в Армении, который любыми мирными цивилизованными способами достигает своей цели. Было бы хорошо, если бы такого Пашиняна мы нашли в украинской реальности. “Рух новых сил” сегодня готов присоединиться к такому процессу. Деревянко не заявлял, что готов быть кандидатом от “Руха новых сил”, он просто готов идти в президенты. Пока же “Рух новых сил” не выдвигал официально кандидата.

Мы вообще не готовы садиться за стол с шулерами, чтобы участвовать в президентских выборах.

Зачем нам набирать какие-то маленькие проценты на фоне огромной скупки голосов олигархическими кампаниями? Мы мыслим глобально, используем современные рычаги демократии, собираем людей, подкрепляем это цивилизованными методами. Эта стратегия будет работать, если мы сможем перевернуть стол, за которым эти шулеры очень хорошо себя чувствуют. Для меня лично глупо участвовать в президентских выборах, потому что так нужно — отбирать голоса у кого-то более вменяемого, если не сможешь ничего изменить.

О президентских выборах как старте парламентской кампании для многих

Мы считаем, что парламентская кампания должна быть большая и коалиционная. Эти президентские выборы будут чистым соревнованием денег, там вообще не будет идей. Это соревнование, кто больше потратит, кто больше поставит билбордов, на чьей стороне будет больше олигархов, кто построит и будет содержать сетки в регионах.

В борьбе, где конкурируют деньги без идей либо имитация идей, мы участвовать не будем. Грустно за всем этим наблюдать. Если мы сейчас выдвинем кандидата, на что нам целиться потом? Провести в парламент 10-15 человек? Это же глупо, это не то, за что мы сражались и боролись последние четыре года.