Почему украинцы не хотят работать дома, а охотнее уезжают в Польшу, каковы условия труда наших соотечественников за рубежом, как избежать утечки мозгов из страны и кому выгодна такая ситуация, рассказала гостья Politeka Online Ирина Верещук, директор Центра балто-черноморских исследований.

О трудовой миграции и украинских заробитчанах

Последняя перепись населения состоялась в 2001 году. Итак, у нас очень большой отрезок времени, который можно считать  репрезентативным. Почти 20 лет мы не знаем, какое количество населения мигрирует тем или иным путем. Возможно, к нам приехали, а мы об этом не знаем. Возможно, они проживают без гражданства. Есть также сезонные работы. То, что у нас так долго не происходит перепись населения, является очень негативным фактором. Это свидетельствует о том, что власть боится переписи населения. Я не верю, что ее не проводят, потому что это дорого.

Это не настолько дорого, как потом дорого выполнять бюджет, рассчитанный по переписи населения 2001 года.

Мы не знаем, каков возраст уезжающих людей, кто из них возвращается, насколько долго продолжаются их заработки. На сегодняшний день хорошо то, что правительство признает, что это проблема. Я слышала это из уст вице-премьера Зубко, премьер-министра Гройсмана, других министров. Они говорили, что такой большой поток мигрантов является огромной проблемой для нашей экономики, ведь уезжают рабочие руки, мозги, вымываются наши налоги, которые потом никогда не вернутся. Они это прекрасно понимают. Если не будут созданы инструменты сегодня, те люди, которые уехали, не вернутся.

Я примерно раз в месяц бываю в Польше, где встречаюсь с украинцами. В свое время я жила в Польше, поэтому могу сравнить количество украинцев там тогда и сейчас. Сейчас украинцы на каждом шагу: гостиница, ресторан, любое заведение, где нужно оказывать услуги, — из двоих обязательно один украинец. В Чехии, Словакии — то же. Действительно, это неконтролируемый отток рабочей силы. У нас одни данные, а министр Рева говорит о совсем других данных. У нас нет консолидированной цифры, сколько на самом деле нас выехало.

Это тренд и процесс, который происходит не только в Украине. Это мировая миграционная волна. Мы понимаем, сколько мигрантов прибывают в Европу, знаем проблемы Сирии, Африки, Средней Азии и тому подобное. Все мигрируют, народы перемешиваются — это мировой тренд. Если хотим продолжать существовать как нация, я уже даже не говорю как государство, мы должны вести учет этих людей и пытаться создать им возможности для возвращения. Пускай они едут, учатся — ничего плохого в этом нет. Мне, например, только помогло обучение в Польше, США. Я увидела, чем отличается образование в Украине от образования в этих странах. Но я вернулась.

Из 10 украинцев, которые поехали по такой программе, вернулись двое. Студенты уезжают и не возвращаются.

Они создадут там семьи, будут работать. В Польше никто не сидит на шее у родителей. Поступил в университет — иди работай. Это нормальная практика, нет никаких проблем. Это наше будущее. Когда выезжает неквалифицированная женщина с Западной Украины на сезонную работу собрать клубнику, которая привезет деньги домой — это одно дело. Когда едет 17-летний студент — это другое. У нас нет возможности убедить их вернуться. Они просят привести пример, кроме патриотизма, что им здесь делать.

зарплата

Причины, по которым в Польшу начали ездить изо всей Украины

В первую очередь — экономические вещи. Большой разрыв в зарплате. Среднестатистический украинец, даже неквалифицированный работник в сфере обслуживания, нетто на руки получает 1000 евро. Нетто — это когда уже проведены все отчисления. Ему хватает на питание и проживание. Кто в Украине получает столько в месяц? У нас тоже можно заработать деньги, но кто из нас может отложить 1000 евро в месяц? Это при том, что он нормально проживает в Польше.

Сама стоимость жизни в Польше дешевая. Не только в Польше, но и везде в Европе, если мы не говорим про Западную Европу. А если даже говорим про Западную Европу — это гораздо более высокие зарплаты, чем 1000 евро. А у нас лекарства дорогие, социального обеспечения нет. Нам говорят, что у нас много вакансий. Но за 300 долларов брутто никто не хочет работать, поэтому у нас такая безработица. В регионе средняя зарплата 7-8 тысяч.

10 тысяч гривен — это считается нормальной зарплатой. Эту чистую денежную массу они должны потратить только на проживание.

А что отложить детям на учебу, себе на отдых? В Польше можно откладывать, у нас этого нет. Во-вторых, они ищут лучших условий труда. У нас люди должны вкалывать, не имея страхового обеспечения, а Польша на сегодняшний день разработала все возможные программы, чтобы обеспечить даже украинцев, не говоря о людях, у которых есть карта поляка.

Польша Украина

Относительно нелегальных заробитчан за рубежом

Это из-за незнания законодательства. Этим пользуются, как ни странно, украинские дельцы, которые создают такие условия. Люди не знают этого, им не к кому обратиться, плохо знают язык. Они едут туда нелегально, хотя можно поехать легально, зная элементарные правила. Сельский голова в Польше любого городка может взять на работу иностранца, выдать разрешение на работу на своей территории. Кто у нас из сельских или городских голов может такое разрешение выдать? Там настолько упрощена система получения разрешений.

Можно обратиться к старосте или воеводе, в зависимости от города — и твой работодатель получит такое разрешение за семидневный срок. Ты ни к кому не обращался, тебе не нужно никуда ехать. Но об этом нашим людям не рассказывают.

Их сбивают в группы, например в строительные, и просто туда завозят, держат в нечеловеческих условиях и т. д. Таково отношение самих же украинцев к своим братьям и сестрам.

Если бы была правильная политика информирования, все было бы хорошо. А государство Украина в этом не заинтересовано. Они уезжают, здесь остаются пустые места. Нашим людям там мало рассказывают, здесь не хотят рассказывать, пугают и т. д. Проходят годы, рынок сам исправляет эту ситуацию. Возникают нормальные рекрутинговые организации, получают разрешения, которые работают. Все становится на свои места. Другой вопрос — как вернуть тех людей.

Мы не создаем никаких предпосылок для возвращения хотя бы после пяти лет учебы, проживания, работы там. К сожалению, этого не происходит. Но есть и позитив для людей, которые остаются: им начинают повышать зарплаты на фоне массовой эмиграции из Украины. Люди уходят с работы, поэтому работодатели вынуждены повышать зарплаты до уровня польских, если хотят, чтобы их заводы, предприятия и т. д. работали. Они вынуждены это делать, иначе вообще некому будет работать.