Как украинский политикум может быть связан с российской агентурой, насколько можно доверять миссии ОБСЕ, как предупредить террористические атаки в том числе со стороны РФ и почему западные разведки плохо работают, рассказал гость Politeka Online Василий Вовк, генерал-майор, руководитель Главного следственного управления службы безопасности Украины в 2014-2015 гг.
Какие страны наиболее активно шпионят в Украине
Наиболее активно в Украине шпионит Российская Федерация, но для этого ей не нужно прилагать много усилий, поскольку шпионская сеть здесь существует еще со времен Советского Союза. Те лица, которые работали на КГБ, сегодня работают на ФСБ, к сожалению, а не на СБУ. Речь идет о высокопоставленных резидентах, ВИП агентах, политиках, которые во власти на самых высоких должностях, для которых ничего не стоит выполнить ту или иную задачу российской разведки или контрразведки, которой является Генеральная служба безопасности РФ.
Учитывая сказанное выше, СБУ несложно вычислить, найти даже глубоко вживленных агентов, поскольку они остались с той совместной службы, которая называлась КГБ.
Но здесь вступает в действие понятие политической целесообразности. Кого нужно привлечь к ответственности — его привлекают, чтобы нажать, оттеснить, заставить, выгнать из Украины, чтобы не мешал. Так и в борьбе с разведкой и ее агентурой: нужно раскрыть — раскроют, не нужно — задача будет не трогать, поскольку, задев высокопоставленного агента, можно задеть высокий политикум в Украине, который с ним связан и тоже может иметь отношение к агентуре.
Дело в том, что у нас сегодня некоторые высокопоставленные агенты, информаторы, доверенные лица спецслужб российской разведки или контрразведки сами могут не знать, что они числятся среди агентурной сети, докладывая о тех или иных событиях, передавая ту или иную информацию, консультируя по тем или иным вопросам.
О попадании к российским спецслужбам внутреннего документа Украины якобы из рук сотрудника СММ ОБСЕ
К сожалению, как и в большинстве случаев, СМИ, не только наши, перевернули все с ног на голову. Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ сама себе досье не готовит, они друг друга не изучают, кто сколько выпивает, кто с кем курит, кто с кем спит. Это работа российской разведки и контрразведки, спецслужб, чтобы изучить всех лиц и на них составить досье.
По поводу атаки российскими хакерами лаборатории в Швейцарии, изучавшей «новичок»
Это косвенный, но аргумент, что именно Россия занималась отравлением в Солсбери, надо быть откровенным. Но это не определяющий аргумент, чтобы делать серьезные выводы, а для политтехнологий, информационной войны. Чтобы делать профессиональные выводы, нужны более серьезные аргументы, большая база доказательств. С уголовно-процессуальной точки зрения нельзя говорить, что Россия виновата, нужно называть конкретных лиц, кто именно в России виноват: руководитель спецслужбы, президент, начальник Генерального штаба, руководитель информационного министерства.
Такая информация достойна внимания, в частности внимания средств массовой информации. А так мы вырываем какие-то небольшие моменты, не совсем сформированные аргументы, и пытаемся с помощью них делать выводы. Такие аргументы непригодны для серьезного профессионального заключения.
О квалификации британских служб и возможностях предупредить
Я скажу не только на основании событий, связанных с «новичком», а как вообще работают спецслужбы. Хотя, наверное, это неправильно, потому что я бывший представитель спецслужб. Но сегодня я могу свободно выражать свое мнение как гражданин Украины и лицо, касающееся деятельности спецслужб, кое-что читающее между строк и имеющее определенную информацию, которой рядовые граждане не имеют.
Спецслужбы западных стран, в частности Великобритании, работают плохо.
Дело даже не в «новичке», а в том ряде террористических актов, которые происходят в Великобритании, Франции, Испании, Германии, других сильных передовых странах Европы, которые задают моду в европейской политике, с которыми ассоциируется Европейский Союз как часть Североатлантического блока. Они работают самостоятельно, без взаимосвязи, без взаимных консультаций, только постфактум передают ту или иную информацию. Но, как говорится, после боя поздно махать кулаками.
Я давно предлагал послу Франции вынести вопрос о создании МАТЦ — Международного антитеррористического центра. Он имел бы отношение и к борьбе с такими преступлениями, как отравление политиков, бизнесменов и т.п., поскольку здесь тоже есть признаки террористических атак. К сожалению, на это никто не реагирует, не хотят объединяться европейские страны под флагом МАТЦ для совместной борьбы с преступностью. Это будет не как Интерпол, не диспетчерская, почта, а структура, которая имеет оперативную, следственную составляющую, которая могла бы вживлять к террористам свою агентуру до совершения террористических актов или до покушений на тех или иных лиц. Для этого много работы не требуется.
У каждой страны есть свой положительный опыт. Можно было бы их объединить, это дало бы реальные результаты через год-два.
Почему не решаются на это, хотя мы везде слышим, что существует большая дружба, большое взаимодействие в Европе между демократическими передовыми странами. В этом направлении я не вижу совместных усилий для борьбы с терроризмом, в частности противодействия отравлениям людей. Между РФ и Великобританией есть свои специфические отношения, которые уже зашли за ту линию, откуда ближайшие 10 лет я не вижу обратного хода.