Как политики обманывают избирателей, паразитируя на «необходимости» изменения Конституции и кто что из них реально делает, какой из Кличко мэр и почему для Украины правильной будет победа именно идеи Николая Томенко, независимо от фамилии будущего президента, рассказал гость Politeka Online, председатель киевской ячейки политической партии Николая Томенко «Родная страна» Александр Федоренко.
О сроках начала президентской кампании
По сути, наша кампания уже началась. Сейчас мы проводим работу по всем областям Украины, формируем ячейки, штабы, привлекаем средства для проведения предвыборной кампании. Николай Томенко заявил, что наша цель — не его баллотирование, а изменение страны.
Мы разработали соответствующую программу, в нашей газете о ней написано, я считаю, что она очень реалистична. Мы приглашаем всех присоединиться: экспертов, все другие политические силы, — к ее обсуждению, чтобы все-таки выработать единую концепцию, какой должна быть наша страна. Переговоры продолжаются, но не по поводу того, как развивать нашу страну, а по поводу поддержки того или иного кандидата. Наша стратегия заключается в том, что мы хотим прежде всего разработать программу, которую поддержат все патриотически настроенные кандидаты в президенты, а потом можно из рейтинговых кандидатов, прежде проевропейских, выбрать одного.
Но мы не будем ждать, пока завершатся эти переговоры — сейчас уже готовимся к президентской кампании. Мы хотим, чтобы она была такой, чтобы люди видели, кто и что реально предлагает. У нас раньше выдвигали какие-то лозунги, которые за собой ничего не несут, мы же хотим, чтобы программы всех кандидатов были реальными, то есть было понятно, что предлагают, сколько времени и денег для этого надо. Мы можем рассказать, сколько нужно времени и денег, готовы общаться, вести общественную, публичную, не кулуарную дискуссию со всеми патриотическими кандидатами в президенты, чтобы наработать единую концепцию, какой должна быть наша страна.
О рейтингах кандидатов и их желании менять Конституцию
Я думаю, что рейтинги кандидатов в президенты в ближайшее время получат существенную коррекцию, потому что в тех рейтингах, которые были раньше, еще не было фамилии Николая Томенко. Кандидатов может быть много, но такого уровня, как наш лидер — максимум пять в стране. В сентябре фамилия Николая Томенко появится в этих рейтингах, и мы увидим некоторые изменения.
Менять или не менять Конституцию? Я профессиональный юрист, более 10 лет и в органах государственной власти, и в местном самоуправлении, неоднократно был депутатом районного совета. Я могу сказать, что для того, чтобы изменить Конституцию, нужно иметь как минимум 300 голосов в парламенте. Если взять те рейтинги, которые есть, то ни одна из партий не имеет такой поддержки. По моему мнению, это просто введение избирателей в заблуждение. Если раньше говорили: «Это преступная власть, ее надо поменять, мы придем — и все будет хорошо», то теперь делают преступной Конституцию.
Это вообще нонсенс. Как Конституция может быть плохой? То, что ее не выполняют — основа политического и экономического кризиса.
Действующей Конституцией пренебрегают, ее невыполнение оправдывают тем, что она якобы плохая. Начинается это с чиновников и депутатов, а затем доходит до простых украинцев. Люди думают: по телевизору говорят, что Конституция плохая, то зачем ее выполнять, ведь все равно ее когда-то поменяют? Ни одна из политических сил, которая пропагандирует идею изменения Конституции, не имеет такой возможности и не получит ее после выборов. А потом будет нарекания, мол, хотели поменять, но нет возможности. Будет снова борьба между президентом и парламентом, перетягивание одеяла.
Я считаю, что на следующий день после выборов об изменениях в Конституцию сразу забудут, потому что таких возможностей не будет.
Поэтому мы и предлагаем: если вы ставите цель сделать нашу страну успешной, вывести ее из кризиса, давайте проведем публичную дискуссию: вы расскажете свои аргументы, как собираетесь менять Конституцию, в срок, сколько для этого нужно денег на референдуме, не на референдуме. Если на референдуме, то у нас вообще нет закона о референдуме, стоит его сначала принять. Почему фракции, которые рассказывают, что Конституция плохая, не требуют сейчас, будучи в ВР, чтобы обнародовали состав коалиции?
В Конституции сейчас сказано, что нужно более 226 голосов. Где эти члены коалиции, можно узнать? Почему вы не вносите это в регламент ВР? Внесите изменения, распишите, как формируется, работает коалиция. У нас до сих пор нет закона о коалиции и оппозиции, импичменте президента. Перед тем, как говорить, что действующая Конституция плохая, нужно сделать так, чтобы она работала. Хорошая Конституция та, которую знают, уважают и выполняют. А когда наше общество, прежде всего власть, по сути, пропагандирует правовой нигилизм, пренебрегает Конституцией и законами, как может изменение Конституции изменить всех этих людей кардинально, чтобы они начали ее выполнять? Вопрос не в Конституции, а людях, которые ее не выполняют.
Относительно возможных партнеров
Я сейчас не могу назвать фамилии, потому что продолжаются переговоры. Для нас главное не фамилии, а то, чтобы эти люди разделяли нашу программу и наше видение развития Украины. Если они будут разделять и иметь соответствующий опыт, то, конечно, мы их привлечем к нашей команде. Одна из наших концепций — мы хотим, чтобы у кандидата на пост президента были люди, которых он будет предлагать на премьер-министра, министра и тому подобное.
У нас парламентско-президентская страна, может случиться так, что президент не будет иметь большинства в ВР и не сможет выполнить обещание, что будет его премьер-министр. Сейчас сложилась ситуация, когда у нас по Конституции парламентско-президентская республика, а де-факто — президентско-парламентская, то есть президент имеет свое большинство, имеет своего премьера, хотя сейчас у них и есть определенные разногласия, контролирует, по сути, все ветви власти.
О качествах киевской власти
В этом году все киевляне увидели, что на самом деле власть работает однодневными пиар-проектами. Работа по упорядочению коммунального хозяйства ее не слишком интересует. Ну кто видит эти трубы под землей? Лучше поставить новый знак на въезде в Киев и рассказать, что он привлечет огромное количество туристов. Каким образом? Я лично обращался к мэру и получил ответ, что на этот знак потрачено почти 10 млн гривен.
Кто утверждал эти проекты, проходили ли они общественные обсуждения, целесообразно ли было тратить такие средства на въездные знаки?
Более потрясающая статья расходов — это содержание телеканала «Киев», радио, газеты «Крещатик», где вообще 100 млн. То есть делают что-то псевдопатриотическое, якобы красивое за один день, а потом коммунальные СМИ, на которые тратятся наши с вами средства, рассказывают, который мэр хороший.
Но природа, видимо, не слышит эти коммунальные СМИ. Зимой Кличко мешал снег. Люди уже привыкли, что зимой неожиданно для власти выпадает снег, затем образуются транспортные коллапсы. Почему-то, когда Кличко был в оппозиции, он знал, как бороться со снегом, а когда пришел к власти — уже не знает. Этим летом появилась новая неожиданность — дождь. Когда состоялся так называемый первый потоп, власть также оказалась не готовой. Нам рассказали, что все исправят, подготовятся. Мы услышали эту ложь сверху, а потом прошел еще дождь — и затопило весь Крещатик.
Шутят, что если бы это было накануне парада, то по Крещатику прошла бы не только армия, но и флот.
Далее состоялся третий потоп. После первого потопа уже можно было сделать выводы, после второго — начать конкретные действия. Даже третий потоп ничего не изменил. Эта хаотичная застройка Киева, которая началась при Черновецком и продолжается до сих пор, приводит к подтоплению, потому что никто ничего не чистит, коммуникациями никто не занимается, никаких программ нет, а дома строятся, мощностей, коммуникаций не хватает.
На «Нивках», Данила Щербаковского, 52, построен огромный дом, который не подключен к коммуникациям, потому что они не выдерживают. Он стоит как памятник. Почему им никто не занимается, хотя люди там купили квартиры? Рядом строят новые кварталы. То есть продолжаются хаотичная застройка Киева и пренебрежение коммунальными проблемами.
Только пиар, газеты, телевидение, различные шоу, концерты, то есть то, что простым людям не нужно. И повышение тарифов. Новая власть делает все то, что делала предыдущая преступная. Когда повышают тарифы — те же аргументы. То же рассказывал Попов, Черновецкий, то же самое рассказывает Кличко.
Методы решения? Если бы деньги, которые тратят на СМИ, тратили на борьбу с потопами. Кстати, у нас есть закон о разгосударствлении коммунальных СМИ. Если 100 млн выделить на ливневки, я думаю, что этих средств хватило бы. Их надо хотя бы прочистить, чтобы она шла, а потом надо разбираться с тем, что понастроили — некий мораторий ввести, остановиться, посчитать, вообще хватает мощности этой коммунальной системы. Когда ее в последний раз ремонтировали? Где конкретные ежегодные программы, как городские власти планируют исправлять эту ситуацию? Этим никто не занимается — и мы видим такие последствия. Природа показывает несостоятельность власти. Пиар пиаром, но что тут рассказывать, когда весь Киев затопило?
Конкретные действия вне политики: о восстановлении «Тарасовой светлицы»
Вы знаете, что Николай Томенко — человек патриотичный. Он занимается просветительскими проектами независимо от политической деятельности. Мы его в этом поддерживаем, у нас очень много различных проектов. По восстановлению первого народного музея «Тарасова светлица» к нам обратились работники музея Шевченко в Каневе, что там плохая крыша, дождь капает на экспонаты, надо что-то делать. Но, как всегда, у государства нет средств. К сожалению, наш президент, премьер еще ни разу в Каневе не были на могиле Шевченко за четыре года. Видимо, у них другие дела.
Николай Томенко — человек, как говорится, небезразличный. Наша команда вместе с ним нашла возможности закупить тростник, найти специалистов, которые могут это сделать, а их очень мало осталось в стране. За полтора месяца эти люди перекрыли этот музей, можете его посетить — он выглядит, как новая копейка, как говорится. Это все сделано по той технологии, которая была раньше, по которой строили этот дом во времена Шевченко — а сырье, конечно, современное.
Это мы делаем независимо от нашей политической деятельности, это наш вклад в возрождение традиций Украины, сохранения ее истории, популяризации наших выдающихся деятелей.
Такая просветительская работа объединяет страну. Если бы люди понимали, что у них есть общая культура, история, общие духовные ценности, если бы такую работу проводили не только мы, но и на уровне государства, то, возможно, не было бы такой ситуации на Донбассе, как сейчас.