Как будут развиваться политические события в Украине, учитывая деятельность финансово-промышленных групп, и куда повернет политику США новый президент самой влиятельной страны,  рассказал гость Politeka политолог Тарас Чорновил

«Приват» без конфликта

— Национализация ПриватБанка может ослабить политическое влияние Игоря Коломойского. На ваш взгляд, Коломойский попытается отыграться и усилиться на других позициях или потеря ПриватБанка станет началом конца его империи?

— История вокруг ПриватБанка началась еще во времена председательства в Нацбанке Владимира Стельмаха. Еще тогда начали раздавать, так называемые, аффилированные кредиты, и ПриватБанк ими грешил. Это подорвало его основу. Примерно год назад тема национализации ПриватБанка была абсолютно четко поднята Национальным банком. Еще тогда было сказано, что банк на грани неплатежеспособности. Но на тот момент Игорь Валерьевич жестко отказался от национализации.

Известно, что ПриватБанк имеет определенную специальную техническую страховку от «недружественного захвата». Это специальные коды доступа и блокировки всех шифров, причем они находятся где-то вне Украины. Много банковских легенд по этому поводу ходит. Но, в любом случае, недружественно поглотить этот банк или его национализировать было практически невозможно. Потому что результатом стало бы банкротство крупнейшего банка Украины, что могло бы закончиться обвалом всей банковской системы и гиперинфляцией гривны.

Поэтому власть в данной ситуации выжидала, когда Коломойский пойдет на дружескую договоренность. Он согласился и, мне кажется, что при таких условиях ему нечего отыгрывать, вряд ли он будет это делать. Дело в том, что данная ситуация для него, в общем, является выгодной. Он вытащил из своей банковской системы все, что мог.

Для государства важно, что удалось спасти банковскую систему, потому что обвал крупнейшего банка был бы катастрофой. Получив этот банк, государство уже имеет на него заложенные ресурсы. В законе о бюджете деньги на рекапитализацию системных банков были заложены. Этот пункт фактически писали под ПриватБанк.

С Коломойским устали воевать. Делать это трудно, особенно учитывая его медиаресурсы. Поэтому решили пойти на мировую. Коломойский отказывается от войны, а государство за это заплатит, но с перспективой возвращения утраченного с прибылью.

— Коломойский попытается усилиться на других позициях?

— Потеряв мощный актив, он, наверное, не сможет уже выписывать для себя аффилированные кредиты, с помощью которых можно было бы наращивать другие сферы. С другой стороны, возможность таких действий и по ПриватБанку уже была исчерпана. То, что Коломойский имеет достаточно большое количество активов, не подлежит сомнению. Эти активы можно перепрофилировать. Бросит ли он их снова в нефтяную сферу, попытается ли вернуть себе влияние над ресурсами, вернувшимися к государству, трудно сказать. Мне кажется, что государство уже не пропустит на свою территорию.

То, как разошлись между собой государство и олигарх по ПриватБанку, может свидетельствовать, что в данном случае у нас предполагается бесконфликтный вариант. Думаю, что состоится запуск Коломойским денег, которые высвободились после отдачи ПриватБанка, на те сферы, которые он считает наиболее перспективными. Влезать в очередную войну Коломойский не станет. Он достаточно опытен, чтобы понять, что, воюя с государством, он проигрывает.

Олигархи и МВФ

— Как может измениться расстановка сил среди наших олигархических кланов в следующем году?

Евгений Магда: Украина должна отказаться от статуса крупнейшей европейской проблемы (видео)

— В конце 2015 года мы постоянно говорили о войне олигархов. То государство сговорилось против олигархов, то олигархи воюют между собой. Говорили о том, разумно ли было Порошенко выйти на войну сразу с тремя олигархами. Против Ахметова по DTEK, против Фирташа по газораспределительным компаниям, против Коломойского по «Укрнафте». Мы об этом говорили почти целый год.

Олигархи не могут напрямую влиять на решения власти. Они могут коррумпировать часть этой власти, что и пытаются сделать. Они пытаются продвинуть через Верховную Раду выгодные для себя законы. Однако, имея свое представительство в парламенте по результатам выборов 2014 года, они не могут его усилить.

Я не хотел бы быть чрезмерным оптимистом, но у меня почему-то возникает ощущение, что Украина прошла этап, когда олигархи правили страной и задавали правила игры. Мы привыкли, что все плохо, везде предательство и катастрофа. Но мне кажется, что все наоборот. Мы не видим такого влияния олигархов, которое было раньше. Олигархов в Украине около 70-ти. Высший олигархат решил сосредоточиться на содержании ресурсов. Воевать пытается лишь низший, к которому относится тот же Онищенко. Но с ним уже легко может справляться то же Антикоррупционное бюро. Пока не очень быстро и эффективно, но оно справляется. Поэтому мне кажется, что мы прошли эту эпоху. Дай Бог, чтобы так и произошло.

— Недавно народный депутат Сергей Лещенко заявил, что национализация ПриватБанка является следствием победы Дональда Трампа в США и требований МВФ. Как вы думаете, национализация действительно приблизит Украину к следующему траншу?

— Знаете, у меня вопрос: есть ли дно человеческой немудрости? Есть такой принцип: когда у человека вместо крови начинает течь желчь, она постепенно разъедает самые мягкие ткани организма. Это мозг. Я могу только так это прокомментировать.

Требования Нацбанка и Минфина о национализации ПриватБанка существовали еще год назад. Сейчас это произошло лишь потому, что Коломойский уступил, поняв, что его имуществу есть угроза. Дональд Трамп и в проекте не разрабатывался в тот момент, когда вопрос национализации ПриватБанка был уже в полном разгаре.

Относительно приставки к МВФ. Глава Нацбанка и министр финансов четко заявили, что действия по национализации Приватбанка одобрены рядом международных институтов, в том числе МВФ. Если этот факт соответствует действительности и на рекапитализацию ПриватБанка было добро МВФ, то негативно на выделение следующего транша это повлиять не может.

Контакт Киева и Вашингтона

— Недавно вы говорили, что Украине нужно готовиться к сложной дипломатической борьбе. Потому что в следующем году Дональд Трамп обязательно вступит в конфликт с Владимиром Путиным, но до этого момента Киеву крайне важно вступить в контакт с республиканцами и лично с Трампом. Если мы не опередим Путина, какие будут последствия для Украины?

— Речь идет о целом комплексе событий. Пункт 1 – «черная полоса». Это период, когда в Америке есть подстреленная кривая утка. Это когда президент США практически не является президентом, потому что новый уже выбран. А на его место приходит противник, причем достаточно ортодоксально настроенный относительно предшественника.

Андрей Еременко: Украинская власть устраняет протесты до их появления (видео)

Путин раскручивает свои самые позорные операции в Сирии, рассчитывая на то, что Америка вмешаться не может. Россияне уничтожат еще ряд городов, где действует оппозиция, и оставят на закуску территорию, в которой есть ИГИЛ. Чтобы уже за ИГИЛ поторговаться с будущим президентом США, который вступит 20 января на свою должность. Ведь единственное, что интересует Трампа на Ближнем Востоке – это ИГИЛ, против которого он готов бороться. Этот момент, когда у России развязаны руки, обернулся геноцидом в Алеппо.

Мы сейчас увидели опасную ситуацию на дуге, которая в Донецкой области была жестко расстреляна. Количество погибших украинских воинов еще определяется. Там была полноценная наступательная операция сил, которые курируются российскими инструкторами. Это попытка выровнять фронт и создать невыгодные для Украины тактические позиции на местах. Наступательная операция отбита. Но там не принимали участия мощные соединения российской армии. Для нас это хорошо. Не будет ли еще до 20 января подобных действий, которые сейчас Россия себе позволяет в Турции, – это проблемный вопрос. Мы находимся в черной полосе, которая несет в себе угрозу реальных боевых действий со стороны России. Единственное, что может нас спасти, это втягивание России в бесплодный долгосрочный переговорный процесс. Он тормозит РФ.

Вскоре будет избран новый президент Франции, который очень пропутинский. В голове Франсуа Фийона скрепы в стиле типичного «русского мира». Что-то подобное тому, что говорит Кирилл Гундяев. Пока его еще не выбрали, Путин вынужден считаться с «нормандской четверкой», нас от повторения судьбы Сирии спасают переговоры.

После «черной полосы» наступит «серая полоса». Состоится политическое столкновение Трампа с Путиным. Я почти не сомневаюсь, что одним из первых заявлений Трампа, которое будет озвучено 21 января, будет заявление о перезагрузке отношений с Россией. «Серая полоса» может длиться от нескольких дней до осени 2017 года, что для нас было бы очень неприятно. Это период, когда Дональд Трамп будет договариваться с РФ. Путин предложит ему подарки, вроде той же Пальмиры и Северо-Восточной Сирии, где поможет ему уничтожить остатки ИГИЛа. В этот период за спиной «нормандской четверки» не будет президента США, который бы давил на нее. К тому же в Германии начнется подготовка к перевыборам, и Ангела Меркель не сможет быть жесткой в своей международной деятельности. Украине будет трудно.

После «серой полосы» начнется период выхода на геополитическое противостояние. Трамп горд, он хочет войти в американскую историю иначе, чем президент-пацифист Обама. Он хочет быть воинственным.

В конце концов, начнется противостояние.

Возникнет вопрос: Украина в конфликте США и РФ является партнером Америки или плацдармом, на котором будет развиваться борьба. В окружении Обаме советовали максимально втянуть Россию в конфликт в Украине, провоцировать ее, чтобы та увязла в Украине, и после этого уже ее добить. Наверное, для Америки это могло быть вариантом, но для Украины — это катастрофа, уничтожение государства и сотен тысяч людей. Есть опасения, что Трамп может прислушаться к этим советам.

Поэтому Украине важно как можно быстрее выйти на контакт с Трампом. Это труд в колуарах и прямые отношения президентов. Все для того, чтобы выйти на прямой контакт Порошенко-Трамп или, по крайней мере, Порошенко-госсекретарь и вице-президент США. В понимании Трампа нормальный человек – это тот, который заработал свой миллиард долларов честно. Он ненавидит политиков. Порошенко может подпасть под эту категорию успешности. Сейчас наша дипломатия работает в направлении налаживания отношений с Америкой, но решения будут приниматься в США.

Дмитрий Костюк, Влад Руденко