Марина Данилюк, блогер
Грустно и малозаметно миновала на днях первая годовщина губернаторства Михаила Саакашвили. Для людей, думающих головой, а не мягкими полушариями, итоги первого года грузина в Одессе стали примером того, как получить безлимитный пакет возможностей, но совершенно бездарно его использовать.
Итак.
1. Саакашвили единственный из двух десятков украинских губернаторов, кто мог критиковать кого угодно и почему угодно. Попадало бывшему премьер-министру, главе Госавиаслужбы, Коломойскому, ОПЗ. А история с «бэ-пэ-пэ» на Нацсовете реформ войдет в классику политики по-украински.
Команда Саакашвили в лице самого Михо, лучика моего лучистого Саши Боровика, Сакварелидзе и няшки Юли Марушевской могла ежедневно мелькать в телеэфирах топовых каналов. Однако особых практических реформ это не принесло. Во всех рейтингах за прошлых год: Минрегионстроя, по социально-экономическим показателям — Одесская область в числе лузеров. Тогда как списки возглавили Харьковская, Днепропетровская, Киевская области, чьи губернаторы сидят как мышки. И не каждый знает, как их собственно и зовут.
2. Судьба жестко отомстила Саакашвили. Весь прошлый год он считал, что Одесская ОГА — это его временный аэродром на пути к куда большим целям: премьерству, высоким рейтингам, настоящему влиянию на жизнь страны. По факту грузинского гостя использовали как банное полотенце. Поскольку стоило ему обозвать команду нового премьера Гройсмана «кучкой бездарей», грузинскому мачо сразу указали, что в гостях особо не выеживаются.
Домой Михо поехать не может из-за угрозы серьезного уголовного дела и тюрьмы, а шанс на карьерный рост в Киеве упущен. Политики, как и салаты с майонезом, имеют свой срок годности.
3. Михо был единственным, кому большое киевское начальство дало карт-бланш на некую автономность. У Саакашвили был свой прокурор области, свой руководитель милиции, своя руководительница таможни. Особых практических результатов это не принесло: ни громких дел, ни расследований.
4. Саакашвили целый год больше раскатывал по другим регионам и заграницам, нежели по райцентрам родной области. Однажды знакомые одесситы рассказали, что Михо видели в городе трижды: на Привозе, в маршрутке, на пляже у дачи Хмельницкого. На самом деле такое отношение к Одессе тоже сыграло против команды Саакашвили. Кто станет доверять ветреному гуляке, редко бывающему дома? ) «Одесса к курортному сезону не готова»,- пожал плечами на днях гостевой губернатор.
5. Антикоррупционные форумы умерли, едва зародившись. «Просто оказалось, что в реале Украина больше, чем на карте”, — простодушно объяснило в интервью «Главкому» солнце нации Саша Боровик. По факту команда Михо чисто попиарилась на популярной теме борьбы с коррупцией. Плюс внесла свою лепту, дабы обратить гнев народа против бывшего правительства. Когда все это стало неактуальным, бурная деятельность сразу же была свернута.
6. Всего год в реалиях украинской политики сделал из Саакашвили обычного обывателя, пособника, ситуативного союзника и политический инструмент в куда более опытных и умелых руках. Звезда реформ по-грузински сдулась, как резиновый шарик после бурной вечеринки.
Самый главный итог и урок из 366 дней с Михо: никакой волшебник на голубом вертолете не прилетит и не сделает нам хорошо. Лупайте сю скалу, а не выращивайте мессий в своих фантазиях. Идолосотворение, идолопоклонство не первый раз больно бьет по украинской национальной головушке. Наступили на еще одни грабли, хоть и гламурные.