Юрий Бутусов, журналист
Уважение к солдату на «Рапид трайдент»
На полигоне в Яворове открываются многонациональные маневры «Рапид трайдент». Там задействовано много подразделений, принимать участие в маневрах на всех уровнях будут военнослужащие НАТО. Обеспечение маневров — из бюджета Министерства обороны США.
Но на мой взгляд, самое главное, что показывают нам на «Рапид трайдент» западные партнеры, — это не военное искусство. Это другая жизнь.
Питание на маневрах обеспечивают американцы. Свыше 300 гривен в день на человека. Еда — прекрасная. Разные сорта колбасы, сыра, мяса, салатов, молочные продукты, фрукты разных видов, и все это без ограничений. Качественно, калорийно, разнообразно. Продукты и сервис — украинские, персонал — украинцы.
Вода бутилированная — в необходимом объеме, если не хватает воды — делается заявка, и на следующий день вопрос решается.
Все места базирования обеспечены необходимым количеством мобильных туалетов и умывальников. Никакого запаха, полный порядок, везде вода, мыло, бумага. Каждый день украинская компания, которая предоставляет этот сервис, четко выполняет контрактные обязательства, аккуратно убирает.
У людей хорошее настроение, они легко выдерживают нагрузки. Нет никакого недовольства, раздражения, которые всегда есть там, где человек вместо нормального существования занят выживанием. Как же немного на самом деле надо людям…
У нас много говорят про то, что мы идем в Европу, что у нас внедряются какие-то стандарты.
А я думаю так: пока не будет пересмотрено отношение к человеку, на самой низшей ступени в любой структуре, никакие реформы в принципе невозможны. Все это — пустая болтовня, которая не затрагивает фундаментальную проблему.
Фундаментальная проблема — уважение к человеку. В армии — уважение к солдату.
Армию содержать дорого, и в начале войны на многие недостатки можно было закрыть глаза. Но война идет третий год — и неизвестно сколько лет впереди. И самые главные потери армии — это уход опытных профессиональных людей с накопленным боевым опытом, которым надоело выживать в скотских и нищенских условиях. Вот это наш главный урон — куда более дорогостоящий, чем любая техника.
Как можно требовать профессионального отношения солдат к службе, если не выделяется достаточно средств на питание? ОК, не 300 гривен, но хотя бы 150. Как можно не обеспечивать людей нормальными санитарно-бытовыми условиями — туалетами, прежде всего? Да, театр начинается с вешалки, а армия начинается с сортира. Как можно не обеспечивать душевыми, прачечными, умывальниками, нормальными герметичными палатками?
И пора прекратить говорить о повышении зарплаты в армии как о большом достижении. Бытовых проблем и потребностей не закрыто так много, что стыдно гордиться зарплатой для солдата в 300 долларов. Это маленький шаг в верном направлении. Но разве это стимул для сохранения профессионалов на службе? Это какая-то небольшая компенсация за колоссальные неудобства и трудности.
Не хватает денег в бюджете? Это не аргумент. Сокращайте численность небоевых частей — всего этого громоздкого и недействующего аппарата. Не раздувайте армию вширь — обеспечьте качество. Без этого никакие реформы невозможны. Именно потому, что цель реформы — это изменение качества. Это переход от феодально-совковой модели создания армии, которая действовала в условиях советской командно-административной системы и абсолютно непригодна в современной Украине.
Человек — это главный и единственный приоритет. Уважение к человеку.
А пока на обычных украинских маневрах и полигонах к приезду высокого начальства специально готовят особую еду, гораздо лучше — чем обычно, пока высоких руководителей специально подводят к специально оборудованным туалетам, и они довольные себе идут справлять нужду в комфортных условиях — вместо того, чтобы воспользоваться стандартным полигонным сортиром, или потужиться в компании бойцов на корточках в кустах, любые слова о реформах будут разговорами об изменении каких-то поверхностных деталей, но смысл системы останется неизменным.
Бюджет обороны должен строиться из потребностей солдата. Это солдату нужен комфорт и порядок прежде всего. Это солдат- самый лучший ревизор и аудитор. Нормальное обеспечение работы — это не роскошь и не прихоть. Это демонстрация уважения к воинскому труду — а только благодаря воинам Украина до сих пор существует как независимое государство. Это и единственная возможность обеспечить приток людей и сохранение профессионалов в армии.
Потому что солдат — это не терпила, не лох, которому некуда пристроиться по жизни. Солдат пехоты, которому предстоит идти на фронт, — это элита нации, который получает физические и эмоциональные нагрузки более сильные, чем любой политический лидер.
И это не стоит каких-то космических и неподъемных денег. Это вполне реально уже сейчас, вся инфраструктура в Украине создана.
В армии, где людей уважают, нет проблем с комплектованием. В учениях «Рапид трайдент» любой политик может приехать на любую точку и воспользоваться тем же сервисом, что доступен и каждому солдату — нет нужды делать показуху.
«Рапид трайдент» является наукой совсем не про тактику — это урок того, как должно относиться уважающее себя государство к тем, кому оно доверило себя защищать.
АПДЕЙТ от боевого офицера, получившего тяжелое ранение на фронте.
Денис Мерзликин: Юрий Бутусов, о каком сервисе можно говорить, если на сегодняшний день в ппд контрактников кормят только в обед, офицеров не кормят вообще. Я понимаю, когда в/ч по миру, офицеры обеспечены квартирами, контрактники тоже не в казармах живут, а как в 93-й (бригаде), в ппд кормится когда все живут в казарме, варить борщ в каптёрке, жарить картошку в бытовке?