Александр Деркач, экономист
Зачем туркам в Европу?
У них уже не хуже и при этом всё — новее.
Был в Турции три раза за последние пару лет. В Стамбуле и на море. То, что страна живая, видно невооружённым глазом. Есть такое слово в английском. Vibrant. Мне нравится. Очень уместное именно в отношении Турции, по-моему.
За последние 20 лет сделан колоссальный рывок в XXI век. Это видно уже с борта самолёта. Какие дома, какие крыши, поля, промплощадки и т.д. Вопрос даже не в том, что вокруг всё строится, крутится.
Что важно, есть хороший баланс. Это — для туристов, это — для местных побогаче, это — для победнее. Но всё достойно. Это не Эмираты с дикими контрастами между шейхами с «бубликами» и обслугой из индусов. И не Китай с Индией, которые скоро или задохнутся от своих заводов или утонут в собственном дерьме.
Страна строится для жизни. Даже не для туристов. Хотя кругом — английский.
Ехали вчера по дороге из аэропорта (расширяется в несколько раз) в гостиницу. 120 километров, два часа. Знаете, какие прибрежные дороги везде? Шанхайчики, плюшевые медведи в рост, пыльные арбузы, бурьян и мусор по обочинам. И в Европе тоже. Очень часто. Зачем строить и убирать, если лето такое короткое?
Здесь всё чисто, светофоры, прекрасные дороги, МАФы (привет господину Кличко) нормальные, всё аккуратно и основательно. Трава покошена и мусор убран. Везде 3G. Даже медведи не такие синие.
Не хочется проводить никаких нравоучительных аналогий с Украиной. Они просто неуместны. Резюме будет одно: «Чого бідні — бо дурні. Чого дурні — бо бідні».
Но вот я задумался, зачем всё-таки туркам в ЕС. Они в НАТО, с экономикой всё в порядке. Безвизовый режим? Так им и так не сложно туда попасть, по 70 тысяч людей в год получают европейское гражданство. Деньги? Так им только на беженцев дают 5 миллиардов в год.
Ответ прост. Им не нужны подачки в отличие от… И переезжать все вместе они туда не собираются. Они построили современную страну, в которой живут образованные, работящие люди. Сами построили. Им не нужна Европа для интеграции, они там плохо интегрируются. Им нужен свободный доступ на рынок, выход на другие горизонты бизнеса.
Возвращаюсь к нам. Пока мы не сделаем хоть одну десятую того, что сделали турки — мы даже толком не сможем ответить, зачем нам в Европу. А Европа — тем более.