Кирилл Сазонов, блогер
О перспективах Донбасса много рассуждают политики и эксперты. В эфирах звучат самые разные прогнозы, и отыскать зерно истины в дебрях теоретических построений и политически целесообразных лозунгов очень сложно.
Если вас угораздило играть в наперстки – не слушайте игрока. Вообще отключите слух и следите за руками. Это единственный шанс. Если хотите понять, что будет в краткосрочной и среднесрочной перспективе с оккупированными территориями Донбасса – слух тоже лучше отключить. И следить за руками, в которых деньги и собственность.
Министерство по делам оккупированных территорий на прошлой неделе презентовало свою программу. Не всю, естественно. Часть проекта засекречена, что в условиях войны вполне логично. Так что нам показали только ту часть экономического раздела, которая касается освобожденных Украиной территорий.
И общие контуры сохранения информационных каналов от нас к жителям неподконтрольных территорий. Благие намерения власти способны вызвать умиление у всех, кто не хочет или не умеет считать. Потому что знание арифметики и элементарная наблюдательность позволяют спрогнозировать перспективы оккупированных территорий с практически стопроцентной точностью.
Начнем с цифр?
Итак, в случае гипотетического освобождения Донбасса прямо завтра перед Украиной встает задача восстановления инфраструктуры. Взорванных боевиками мостов, разрушенных дорог и так далее. Приблизительно объем этих работ оценивается в 15 млрд долл.
Донбасс Путину не нужен. Это же чемодан без ручки. Ему достаточно Крыма — ЛихолитЯ предлагаю сейчас выдохнуть, сделать паузу и перечитать предыдущее предложение. Чтобы точно понять, о какой сумме идет речь. На мощные инфраструктурные проекты в Европе власти Евросоюза выделяют миллиард долларов после долгих дискуссий и обоснований. Украине столько ЕС не даст никогда. США, Китай – не дадут. Своих средств на восстановление Донбасса в таком объеме в украинском бюджете нет и не будет.
Но это еще не все.
Самые востребованные предприятия в Донбассе давно демонтированы и вывезены в Россию. Востребованные менее тоже пошли в расход – они разрезаны на металл и вывезены в РФ в качестве сырья. Поддерживать работу шахт, как это делала за счет бюджета Украина 25 лет, никто не стал. Многие шахты сейчас затоплены и восстановлению не подлежат.
Почему мы отдельно останавливаемся на этих вопросах? Потому что это все уничтоженные рабочие места. А при реинтеграции оккупированного Донбасса в Украину людям нужно будет дать работу. Или они разлетятся по Украине и будут грабить – других вариантов для большинства нет. А оружия полно.
Приблизительная цена создания необходимого минимума рабочих мест в Донбассе составляет порядка 10 миллиардов долларов. Которых у нас нет, и для нас их ни у кого нет. Спросите любого посла о такой сумме, и он скажет вам, куда пойти — как Гройсман сказал Зубко.
Я думаю, с цифрами можно заканчивать, общая картина ясна. Можно переходить к слежке за руками.
Новость, на которую мало кто обратил внимание на этой неделе, я считаю знаковой. Компания «СКМ» Рината Ахметова продала 99,98% акций ЗАО Центральная обогатительная фабрика Колосниковская (находится в оккупированной части Донецкой области). Покупателем выступил некто Виктор Чмилев. Он до этого занимал должности директора ООО Транс-Лэнд, в 2011-2013 годах работал заместителем директора по производственным вопросам ООО АК Олимп. Сделка не фиктивная, потому что Чмилев сразу сменил представителя SCM Александра Онищенко в составе наблюдательного совета предприятия, а генеральным директором ЦОФ назначили Николая Бокова.
Деньги, которые якобы идут на оборону, распределяются между СБУ, полицией и спецслужбами — ТимчукМногим эти фамилии ничего не говорят, и я пропущу все цепочки, чтобы не перегружать людей лишней информацией. Конечным покупателем является экс-депутат Верховной Рады Андрей Орлов, у которого отношения с Ахметовым, Иванющенко и Януковичем можно обозначить как «непростые». Даже сложные. О них можно написать не статью, а целую книгу, отдельно разбираясь в связях Орлова с руководством «ДНР» и Кремлем, но не будем распыляться.
Плевать на покупателя. Интересен сам факт – Ринат Ахметов продал обогатительную фабрику. Которая не пылилась десять лет без дела – он ее купил в 2013 году, потому что в цепочке «уголь-кокс-металл» она играла важную роль. И что характерно, продал не как балласт, а по вполне нормальной цене после независимой оценки.
Вывод прост, как мычание некоторых народных депутатов после вручения им балалайки. Ахметов избавляется от производственных активов на оккупированной территории. А у него, как мы все понимаем, с источниками информации все гораздо лучше, чем у отечественных СМИ.
Итак, Ахметов уходит из бизнеса в Донбассе. Благотворительный фонд пока продолжает возить туда харчи, но это уже не политика, а реальная благотворительность. Если кто не знал – Ахметов реально «болеет» этой темой и помогать продуктами жителям Донецкой области будет без всяких политических интересов. А вот бизнес в ОРДЛО сворачивает. Тут у него нет фантазий, голый расчет и понимание ситуации.
Что ждет оккупированные территории в обозримой перспективе — очевидно.
Экономические показатели неподконтрольных украинскому правительству районов выглядят как недорогой траурный венок. Согласно постановлению оккупационной администрации, за пределы ОРДО запрещено реализовывать пшеницу и масленичные культуры, потому что до реального голода рукой подать. Глава боевиков Захарченко открыто заявляет, что металлургия в упадке, химическая промышленность стоит, предприятия закрываются. И это просто круто на фоне того, что происходит с угольной промышленностью.
Панама-мама: что ждет «бухгалтера» регионалов Каськива в УкраинеИ вот уходит Ахметов. Продает бизнес и уходит.
Перспективы очевидны. Из букв «Г», «А», «В», «Н» и «О» при определенном уровне интеллекта и культуры можно составить слово «вагон». Но из букв «Ж», «О», «П» и «А» составить слово «счастье», «успешная экономика», «развитая промышленность» и «бездефицитный бюджет региона» не выйдет. При всем желании.