Андрей Еременко, политический эксперт, блогер
Для того, чтобы понять, что пенсионная система в Украине не просто несостоятельна, но и не может быть состоятельной, достаточно посмотреть на данные статистики. У нас почти 10 млн пенсионеров по возрасту и почти 15 млн трудоспособного населения. Причем из этих 15 млн 1,3 млн – студенты, 2,6 млн – официально безработных (есть еще скрытая безработица). Итого, людей, которые могут наполнять пенсионные фонды у нас 11,1 млн. А количество тех, кто платит пенсионные взносы, еще меньше — около 9 с небольшим миллионов.
При самом оптимистичном раскладе на одного пенсионера приходится один плательщик «пенсионных». При средней зарплате в 5 тыс. грн, на одного пенсионера не собирать больше чем 1100 грн. Это в среднем. То есть все пенсионные взносы не могут обеспечить минимальную пенсию выше, чем 600 грн. И это, при условии, что сам Пенсионный фонд ничего не потребляет: работники не получают зарплат, здания не поддерживаются и не отапливаются, нет и других затрат на администрирование. В реальной жизни сумма должна быть и того меньше: на уровне 550 грн в месяц.
Недостающие деньги для выплат пенсий Фонд получает из бюджета. В 2016 году эта разница составляет порядка 144 млрд. При собственном наполнении в 110 млрд.
Если к пенсионным 144 млрд прибавить 103 млрд, потраченных на «социальную защиту», то получим, что у нас в государстве главными оказываются социально незащищенные граждане, которые не производят никакой продукции, забирают на себя сначала 22% от зарплаты всех людей, а потом еще треть прочих налогов.
Самое страшное, что, учитывая демографическую ситуацию, улучшения не предвидится.
Соответственно, крах пенсионной системы неизбежен. И вопрос не в том, будет он или нет. Вопрос в том, как провести государство через этот крах.
Проблемы две. Первая — как провернуть все это без больших социальных бунтов. Вторая – как сделать так, чтоб население не сильно сократилось.
Для решение первой задачи необходимо в публичном поле переложить ответственность за этот крах на внешнее пугало. Оптимально – МВФ. Соответственно, необходима кампания: как МВФ давит на украинскую власть с требованием сделать Пенсионный фонд «бездефицитным». Реальное давление МВФ желательно, но необязательно. После чего украинская власть делает вид, что идет на «компромисс»: соглашается с давлением, радикально понижает пенсии (например, создается формула, привязывающая выплаты к наполнению Пенсионного фонда). В результате средняя пенсия падает где-то до тысячи гривен, а минимальная – до 500-600 грн.
Такое изменение с радостью поддержат все оппозиционные партии. Точнее в публичном поле они будут бороться против, но в момент голосования обязательно найдется пара-тройка «предателей», помогающих наскрести недостающие два-три голоса.
И тут же принимается решение о некоем «социальном минимуме», по которому, если у человека пенсия меньше определенной суммы, разницу он получает в виде специальной соцпомощи. Последнее показывается как «великая победа» в торгах с МВФ, или кого там наши политики выберут на роль «пугала». В результате, процентов 80 фактических поступлений пенсионерам будут довольно быстро приведены к этой самой «минималке».
А дальше будет играть обычный популизм: перед выборами сумму чуть увеличать. После выборов – чуть опустят.