Андрей Еременко, политический эксперт, блогер
Все, надеюсь, помнят, что еще при Яценюке было принято решение о сокращении пенсионных взносов почти на треть. После того, как мне в ФБ одни социалистически настроенные товарищи рассказали, что «бизнесу просто так отдали 60 млрд», я не только ответил в смысле «не бизнесу отдали, а у бизнеса немного меньше забрали», но и, вооружившись калькулятором и сайтом Кабмина, подсчитал примерный эффект.
Итак, в 2013 году, когда было все спокойно, в Пенсионный фонд собрали 166 млрд грн. Потом начались энергетическая блокада, торговая блокада, война, разрушение ряда производственных цепочек, были уничтоженные предприятия (многие — физически при помощи «братских ракет», некоторые были банально вывезены на территорию РФ). Все это наложилось на общемировую тенденцию падения спроса на товары, производимые в Украине, экономика у нас упала практически в два раза (ВВП в долларовом выражении упал со 178 до 83 млрд, а в сопоставимых ценах еще больше, поскольку у доллара тоже есть инфляция). По идее, собираемость налогов, включая пенсионные, должна была упасть тоже примерно в два раза. На самом деле, больше чем в два, поскольку зарплаты, а значит и «пенсионные», — это первое, что идет «под оптимизацию». То есть, если не менять ставку и не учитывать инфляцию (которую учтем позже), ЕСВ должны были собрать не более, чем 83 млрд грн. А реально — менее. Но ЕСВ уменьшили на треть. То есть, опять же без учета инфляции, при сохранении уровня тенизации, должны были собрать около 55 млрд грн.
Теперь учтем инфляцию, которая увеличила эту сумму. За период с 1 января 2014 года по 1 января 2017 года (план) она составит 88%. Таким образом в 2016 году должны были собрать, в реальных цифрах с учетом инфляции, максимум 104 млрд грн. По факту собрали 110 млрд. Это тоже план, но, поскольку конец года не за горами, он уже скорректированный и адекватный. И это при том, что, когда я считал эти 104 млрд, я сделал ряд допущений в сторону увеличения этой цифры. Например, не учел, что при кризисе нормальный предприниматель первое что сделает — сократит непрофильные расходы. А самый непрофильный расход для любого предпринимателя — это тот самый ЕСВ.
То есть при практически полном отсутствии реформ в ключевых сферах, одного только понижение ЕСВ до все еще огромных 22% дало увеличение собираемости денег.
А теперь просьба ко всем, кто читает: донесите до власти эти цифры. Пусть помнят, что понижение налогов приводит к увеличению сумм, которыми они могут распоряжаться. Причем даже в условиях непобежденной коррупции, что должно их особенно радовать.