Помню, как в очередной раз звучал диссонансом в сентябре 2015 года, когда накануне открытия очередной сессии Генассамблеи ООН нас готовили к следующей победе украинской дипломатии — избранию Украины непостоянным членом Совета Безопасности ООН в 2016-2017 годах.

Мирный процесс будет мучительным

Приходилось объяснять, что непостоянное членство в Совбезе — не самый эффективный инструмент решения национальных проблем. Тем более когда страна, которая туда избирается, не понимает, зачем ей это нужно (красивыми словами эта фраза звучит — не имеет плана действий на период членства в Совбезе), а делает это исключительно из соображений дипломатического престижа.

С тех пор уже все убедились, что где-то так оно с Украиной и есть. За три года войны в ООН две полезные с политико-правовой точки зрения резолюции. Но это отнюдь и агрессора не успокаивает, и войну не заканчивает. А настоящие задачи для дипломатии заключаются же именно в этом, надеюсь это всем понятно?

Кроме того, в случае с Израилем мы даже увидели пример, как страна может не только ничего не выиграть от пребывания в СБ ООН, но и получить определенные хлопоты (ситуация с Израилем, конечно, некритична, но не были бы мы членами СБ ООН, не было бы и забот).

Теперь вот непонятно, почему кто-то снова поднимает волну ожиданий от председательства Украины в Совбезе ООН в феврале 2017 года. Пошли какие-то «аналитические разговоры», что Украина сделает за это время, как воспользуется председательством?

Для ответа на эти вопросы нужно немного знать базу.

Председательствуют в Совбезе ООН по календарному месяцу все без исключения члены СБ в порядке английского алфавита. То есть председательствовать — это не выбор, не драгоценный трофей, за который нужно бороться на выборах, а обязанность каждой страны, которая избралась в СБ ООН.

Функции председательствующей страны — председательствовать на заседании, созывать внеочередное заседание, согласовывать документы и повестку дня, предложенную генеральным секретарем ООН, делать заявления (предоставлять публичную информацию) от имени Совета Безопасности по тем вопросам, по которым СБ приняла решение.

Такие полномочия не дают одной стране основания даже надеяться на то, чтобы использовать месяц пребывания в кресле председательствующего в СБ ООН для достижения чего-то там ах-как важного для своей страны или человечества. Председательствующая страна не принимает решения единолично. Иначе Российская Федерация, которая председательствовала в октябре, уже бы все решила, как ей нужно.

Председательство в СБ ООН — это, возможно, момент наибольшего профессионального напряжения (и самый высокий профессиональный уровень) для постпреда Украины при ООН, всего коллектива постпредства и дипломатии в целом. Но вне стен дипломатического ведомства Украины мало кто почувствует или даже увидит этот момент сверхусилий и мобилизации всех ресурсов.

Поэтому давайте спокойнее. Эта победа украинской дипломатии над календарем от нас никуда не денется. И победой, по большому счету, не станет (хотя, возможно, и будет освящена пребыванием в штаб-квартире ООН главного украинского дипломата).

Богдан Яременко, дипломат

Фото Reuters