Радует, что Степан Бандера — не самый ненавистный Ярославу Качиньскому и его сторонникам деятель. Похоже, что больше Бандеры польская верхушка ненавидит … Дональда Туска.

Именно того, который был премьер-министром Польши, а сейчас продолжает политическую карьеру на посту президента Европейского Совета.

Порофендум или реферошенко?

Парадоксальный, на первый взгляд, вывод (как же можно своего поляка ненавидеть больше, чем трижды проклятого украинского националиста?) на самом деле очень легко доказать. Если из-за Степана Бандеры правящая в Польше верхушка готова побить горшки с Украиной, то из-за Дональда Туска, похоже, решили перессориться со всем Европейским Союзом.

Канва скандала немного запутанная, а суть до неприличия проста.

Завершается первый срок пребывания в должности президента Европейского Совета в Брюсселе Дональда Туска. На эту должность господин Туск был рекомендован при предыдущей польской власти.

С точки зрения ЕСовских процедур, Польша, учитывая приближение момента выборов президента ЕС, имела право рекомендовать другую кандидатуру. Не обязательство, а возможность.

Но, если говорить откровенно, то правящая в Польше политическая сила, считая Дональда Туска олицетворением своих внутренних политических оппонентов и вселенским злом, просто таки из кожи лезла, чтобы его (Туска) не переизбрали на новый срок.

Поэтому просто не поддержала кандидатуру действующего председателя Европейского Совета, а предложила альтернативу — польского депутата, вполне до последнего времени казалось, вменяемого политика и даже названного европейской звездой польской политики, а еще — другом Украины, Яцека Сариуша-Вольского. Который, к тому же, политически происходит из той же Гражданской платформы, которую когда-то и представлял, и возглавлял Дональд Туск.

Далее для меня некоторые вещи непонятны.

То ли Туск оказался на порядок более искусным, чем вся польская дипломатия, переговорщиком, то ли европейцы оказались немного уставшими от конфликтной манеры польской дипломатии последнего времени …

Но голосование закончилось с результатом 27 против 1. Ну, можно сказать и так, что ЕС против Польши.

Дональд Туск, иначе и не скажешь, в пику польской власти был переизбран на следующий срок. Политические игры польской власти не поддержало ни одно государство. Худшее дипломатическое поражение трудно и представить.

И слабым утешением является объяснение министра иностранных дел Польши пана Витольда Ващиковского о том, что голосование как такового не было, а председательствующий Туск только спросил, кто «против»? Дело в том, что, выяснив, что «против» только Польша, и не спросив кто «за» или «воздержался», Туск просто спас свою страну от полного позора — фиксации поражения. Ну, и оставил господину Ващиковскому возможность поспекулировать на том, что, возможно, кто-то и «воздержался» бы.

Когда ты остаешься один против всех союзников (да еще и не в самом важном вопросе), то это уже не умение принципиально стоять на своем, а серьезная ошибка, неумение прогнозировать, управлять ситуацией. Плохая дипломатия.

Ведь, из-за «зуда» польской власти убрать с политической арены Европы Дональда Туска, оказалось, что нет никакого Межморья или даже Вышеградской группы, где Польша играет ведущую роль. А добавить сюда не связанный напрямую с этой ситуацией добровольный отказ от роли «адвоката Украины в Европе», то остается очень неприятный вопрос — а что же такое Польша во внешнеполитическом измерении?

Что делают разумные люди, допустив ошибку? Правильно, обвиняют во всем других.

Игры «братской» России с Беларусью закончились

И жаль даже не Сариуш-Вольского, ведь умный политик не должен позволять разыгрывать свое имя в сомнительных политических игрищах.

И Бог с ним, с отмененным визитом одного из заместителей министра иностранных дел Польши в Венгрию. Хотя для Украины должно было быть интересным понаблюдать и подумать над не очень известным у нас фактом о формировании (как минимум до последнего времени и по меньшей мере в воображении польской верхушки) альянса между Венгрией Орбана и Польшей Дуды-Качиньского (ну да, я знаю — это два человека , но непонятно, кто из них главный).

Но, кроме демарша перед венграми (которые, как утверждают некоторые, обещали поддержку во время «невыборов» Дональда Туска, но вовремя сориентировались и решили не оставаться в меньшинстве в компании с Польшей), начали происходить и другие достаточно неприятные и несвойственные для польской политики вещи.

Министр иностранных дел Польши вдруг заговорил о разочаровании в Европейском Союзе, о том, что Союз больше не отражает устремления и потребности граждан. Это в стране, которая является второй по уровню общественной поддержки европейского единства. Неужели речь идет о новом направлении во внешней политике Польши — евроскептицизме?

Если отбросить политические амбиции и руководствоваться реальными интересами, то становится очевидным, что не фамилия поляка, который возглавит Европейский Совет, имеет значение. И Туск, и Сариуш-Вольский являются поляками, патриотами своего государства, людьми опытными и с соответствующей профессиональной репутацией.

Настоящее значение имеет то, что Польша является одним, а возможно и просто самым большим потребителем европейского финансирования. Из общего европейского бюджета в некоторые годы Польша получала в три раза больше, чем платила. На период 2014-2020 гг. финансирование Польши в рамках ЕС предусмотрено в размере более 82 миллиардов евро. Собственно, нынешнее состояние экономики и инфраструктуры Польши (которые вызывают справедливую зависть украинцев) прежде всего обязано европейском финансированию. Да, Польша и в прошлом, и сейчас умела и получить эти средства, и мудро распорядиться ими. Но не будь этого финансирования, нечем бы было и распоряжаться.

Так есть ли серьезные основания у поляков для евроскептицизма или нареканий в сторону ЕС? Что выигрывают поляки, если их правительство, управляемое какими-то детскими эмоциями обид, начнет разворачивать страну (пусть пока только информационно) в какую-то другую от Европы сторону?

А что нам, украинцам, с того? Ну, кроме урока плохой дипломатии, которых и на собственном примере имеем немало.

По меньшей мере, ситуация с перевыборами Туска показала, что далеко не все в Европе происходит так, как хочется Качиньскому. Так, возвращаясь к тому, с чего начал — нам не особо стоит беспокоиться из-за ультиматумов Качиньского «или Европа, или Бандера». Оказывается, в Европе Качиньского могут и не услышать.

Богдан Яременко, дипломат