Ставки сделаны. Петр Алексеевич рядом своих прямолинейных инициатив и назначений четко обозначил, что считает себя «единоличным хозяином». Имеет право? Безусловно.

Некоторые внешние партнеры, бравшие на себя консультационную роль и дофинансирование государства/реформ, несколько, правда, ошалели от этого откровения. И упорно пытаются напомнить президенту о наличие иных «предварительных» договоренностей…

НАПК без денег: пора бороться за международную помощь

Давешнее масштабное внедрение следователей Анткоррупционного нацбюро в документы и кабинеты Нацбанка — очередная попытка консультантов вернуться к изначально согласованному реформаторскому «step-by-step». НАБУ вообще наносит точечные, но мощнейшие удары по ключевым столпам в окружении президента. Первым из игры выбили Николая Мартыненко. Человека, конечно, близкого к Арсению Яценюку. Но игравшего очень важную роль в кулуарно-экономическом сближении двух кланов. Показательное «опускание» всесильного главы ДФС Романа Насирова сильно разозлило околопрезидентские элиты. И вот теперь — прямая атака на финансовую команду в лице Валерии А.Гонтаревой.

Никаких больше намеков? Впрочем, никто пока не понимает, почему, с одной стороны, Петр Алексеевич столь откровенно отказывается от вчерашних договоренностей, а с другой — как все-таки ему объяснять и без того очевидное… Его жесткая «декларантная» атака на антикоррупционных активистов и прочие «свободы слова» уже имеет вполне себе конкретную и недвусмысленную закордонную оценку. И? Зачем все-таки?

Нельзя, разумеется, сказать, что американский посол Мари Йованович лично планирует повестку НАБУ, но ее раздражение «парламентскими выборами НАБУ-аудитора» было слишком очевидным… Она лично промоутировала и согласовывала с половиной упрямой фракции БПП Роберта Сторча (в рамках все тех же договоренностей). Но президентские ребята нагло тянули Найджела Брауна. Игровая интрига? Но вопрос-то в ином: протянули бы и что дальше?

Да, НАБУ удалось бы призвать через пару-тройку месяцев к ноге, но это сильно разозлило бы международные финмониторинговые органы. Круто, конечно: дома тебя никто не трогает, но стоит выехать в «эскортную прогулку» на Корсику и сразу international-cop у ворот…

Так или иначе, партнеры уже недовольно стучат в двери. Во-первых, МВФ явно перестал разговаривать и совсем не хочет давать денег. Во-вторых, НАБУ бьет по ближним. В-третьих, на внешних рынках тишина и резкое сокращение реально продуктивных коммуникаций. В-четвертых, Нормандия заморожена. Партнеры по «россдерживанию» — Германия и Франция — умыли руки… И вот что это означает?

Порка пока не впрок. Все становится только хуже. Непонятно — почему? Либо ПА реально обладает обилием своих ресурсов и готов войти в конфликт с внешними партнерами. Либо он искренне полагает, что они… на его стороне. Либо он нашел… нового суперпартнера. Либо совсем не понимает правил игры?

Михаил Подоляк, политтехнолог