Сегодня ее очередной день рождения. Который для нас, озадаченных очередным провалом «революционной модернизации» и шокированных саранчевой сутью «печерских правителей», в общем то, не столь значим. Ну какой-то там Израиль и какой-то там еврейский премьер-министр…

Про визит Меркель в Сочи

Нам, явным и скрытым антисемитам, всегда точно знающих тех, кто мешает нам «чистую воду из крана пить», какое дело? А зря! Почему Голда? А потому что она точно так же, как наши нынешние «вождюшечки», дышала киевским воздухом. А после, преодолев километры сомнений и тонны ненависти, создала суперэффективный государственный проект. Человеко-ориентированный и во многом справедливый. Не разменяв его ни на какие личные панамские оффшоры. Значит, в нашем воздухе, все-таки есть нечто, что позволяет вырастать титанам.

Прожить в комнатушке на улице Бассейной, часто впроголодь и после этого, добившись нереального статуса, не жрать госресурсы, захлебываясь в собственной жадности — это и есть настоящий лидерский дух. То, что творит историю и делает тебя символом. Кое-кто из нас — в далеком уже 2014 — искренне полагал, что мы тоже сможем получить такой Символ. Когда не личная жратва на первом плане и не кумовская вертикаль в госуправлении, но проект «Украина»…

Меир — это ведь даже не эталон для сравнения успешности-неуспешности госменеджеров. Это, скорее, история классического преодоления. Когда из двух убийственных решений ты сможешь выбрать самое невыносимое, но именно то, которое даст тебе в итоге большое преимущество. Меир, на мой взгляд, редкий пример того, каким должен быть лидер в момент, когда государство только рождается, а его граждане больше похожи на детей, боящихся даже дуновения ветра.

Дети ведь хотят быстрых и волшебных решений. Хотят сидеть в песочницах, и чтобы мама вовремя позвала вкусно поесть, а потом повезла к неистовому морю. Впрочем, Израиль — еще не созданный — уже был в сердцах. Столетиями. Выстраданный. Недетский. Нужна была только строгая Голда. Которая по-настоящему любит и потому может позволить себе не плакать, не бояться, делать непопулярное. Как там у нее это звучало: «не знаю, чего хочет мой народ, но знаю, что ему нужно»…

Нам, к сожалению, пока не везет. Нам много хуже. Мы действительно слишком юные и действительно верим в «мессий на голубых вертолетах». Нам просто кое-что упало в свое время без страданий. А сейчас, когда нас заставляют выстрадать государственность, оказалось, что у нас нет лидеров. Тех, которые за великую идею. У нас полно «мелких хитрованов», которые за карман, полагая, что это круто…

Парадокс в том, что Меир совсем не думала об учебниках истории. Она полагала, что миссия — это не разводки, арбитраж олигархов, но право нации на уважение. Право на мощный голос, когда кругом стоит традиционный вой жадных шакальчиков. Проект явно успешный. Несмотря на бесконечные сложности… Мы, увы, все еще разные. Ждем и верим. Они брали и делали. Может, пора читать чужие учебники?

Михаил Подоляк, политтехнолог