Надеюсь, все мы отлично понимаем, что окружающий мир циничен и потому за каждой яркой «кампанией по торжеству справедливости» просто стоят деньги. Почему, казалось бы, рутинный фактор — такой как введение формального индикатора на определение текущей цены угля, известный у нас как «Роттердам+» — подвергся столь мощной скоординированной медийной атаке? Позволившей намертво впечатать «Роттердам+» в галерею главных сегодняшних демонов.
По сути же, это наиболее яркая история о том, как конкретная людская корысть изящно маскируется под заботу об общественном благе, собирает под свои разоблачительные знамена полезных идиотов и создает иллюзию войны за справедливость.
Формально, все банально и скучно. Для того чтобы рынок был прозрачен — нужна некая универсалия. Формульное ценообразование — краеугольный базис сырьевого рынка (нефть, газ и теперь уголь). Справочное. Сравнили? Продали. Точка. Никакого заговора. Обычная практика.
Но молниеносно возникло три антитезиса. Первый: криминальный. Якобы хитрованы покупают задешево уголь на серых копанках, а продают нам по цене «Роттердам+». Второй: коррупционный. Формула позволяет изначально генерировать гигантский серый процент и отправлять его в карман «смотрящим». Третий: персональный. Случилось неземное обогащение Ахметова и его партнеров из Кабмина и Администрации президента.
Со временем, правда, оказалось, что ТЭЦы покупают уголь ниже «Роттердама». И вообще «Роттердам+» — всего лишь формальный показатель, который обозначает границы допустимо. Однако брендирование зла уже случилось. «Роттердам+» заявлен главным убийцей нашего уровня жизни и основой для сговора между Ахметовым (Ринату Леонидовичу, впрочем, все равно. Он всегда «виновен»), НКРЭ (как главным коррупционным госинститутом на «содержании» Ахметова) и компанией ICU, которая скупала бонды того же ДТЭК на понижении. Именно ICU — лакомый объект для атак, так как привязывается к гостопам.
А ларчик то открывается чуть иначе. Вернусь к тому, что всякая синхронизированная кампания — это большие деньги. Так вот, индикатор «Роттердам+» банально больно ударил по интересам двух олигархов — Коломойского и Пинчука, чей ферросплавный бизнес является крупнейшим потребителем электроэнергии. Понятно, что новые платежки для них потянули резко вниз рентабельность этих некогда высокодоходных бизнесов. А что им выгоднее — модернизировать бизнесы и уменьшать прибыль или затеять медиа-войну? Пинчук задействовал свою «еврооптимистическую группу», чтобы атаковать конкретно ICU за ее профильную работу. Коломойский же сыграл чуть примитивнее и выпустил на ринг экса из партнерского «Конкорда» Андрея Геруса, который рассказал о заоблачном росте тарифов для конечного потребителя из-за бумажной формулы. В итоге. Тарифы выросли, но совсем не из-за «Роттердама». Коломойский и Пинчук получили козыри для теневой торговли. ICU же, скупавшая бонды наряду с прочими глобальными инвесторами, оправдывается.
Михаил Подоляк, блоггер