Их всего два. Первый – растерянные и заплаканные детские глаза в аэропорту Шарм-эль-Шейха. Более трех суток в качестве заложников очередной турпирамиды и идеального безразличия государства. «Вы еще там сидите? Сидите. Нам некогда» – таков общий смысл твитпосланий уполномоченных гослиц. Второй: весьма шокирующая и демонстративная скупка голосов на вроде бы малозначимых выборах в ОТГ. В те самые ОТГ, представители которых потом превращаются в «местных феодалов» и превращают жизнь общин в бесконечный инфраструктурный кошмар.
Ключевой признак нашего гниения – абсолютная неспособность государства организовать исполнение обязательств теми, кто покупает у него разрешение на что-либо.
Покупают, к примеру, право отправлять людей в Египет, строят пирамиду и… тишина, если возникает кризис. Государство же спокойно смотрит в другую сторону. И только если возникает сильный скандал в соцсетях, оно широко раскрывает глаза и начинает истерически твитить – «сейчас все сделаем!» Но в итоге продолжает ничего не делать, а просто игриво комментит скандал в тех же соцсетях. Почему? Потому что не знает, что такое эффективная работа с кризисами. И потому что наш формат – это пустое «слово Климкина» вместо полицейских сирен под домами владельцев турпирамиды. Работает только «помоги себе сам!» Государство же занято исключительно распределением прав на продажу коррупционных услуг между своими…
Неотвратимость наказания за нарушенные правила – единственное, что делает государство эффективным. Регуляторных (разрешительных) функций по-прежнему много. Тех самых функций, которые чиновник задорого «продает» заинтересантам. Но ключевое здесь, что даже продавая коррупционную услугу, оно (государство) НЕ требует от «покупателя» ответственности за исполнение. Покупатель же, понятное дело, начинает отбивать «коррзатраты» за счет обмана, некачественного сервиса, строительства пирамид. Он ведь знает, что никакой кары за непостроенную школу в Вишневом или «забытых» туристов в Шарме НЕ будет. В крайнем случае, он ребрендирует свою контору и повторно купит себе патент на обман. Именно это и есть суть нынешнего формата государственности – абсолютная уверенность граждан в собственной незащищенности в любых кризисах…
Выборы в ОТГ? В стране, где комфортно, местная власть – это суперпахари. Она каждодневно решает текущее, неполитическое, неденежное – комфорт, клумбочки, дорожки, освещение, школы. Не особо лакомые это выборы, потому что местный чин – это маленькие деньги при сервисном головняке. И только у нас это гигантская битва. Потому что на кону два ресурса. Земля под хаотическую застройку. И организация будущих президентско-парламентских выборов. Технологию нам обозначили – массовая скупка, жесткие конфликты, умышленный непрофессионализм комиссий. А потому будет примитивно, драчливо и отвратительно.
Михаил Подоляк, политтехнолог