Казалось бы, президент должен почивать на лаврах: безвиз, о котором только могут мечтать в РФ и Турции, стал реальностью для украинцев. И здесь что на чашечку кофе в Вену, что в Париж на башню посмотреть, что на ОктоберФест в Мюнхен.
Однако древний народ упорно не хочет любить своего лидера, и рейтинг последнего стремительно снижается. В чем же причина?
Их несколько.
Первая — уровень жизни снижается, и президент является олицетворением такого снижения. Поэтому ездят не в Вену или Мюнхен, а преимущественно в Жешув и Брно, и не на кофе, а работать на фабриках и фермах, в лучшем случае — складывать жалюзи. Отрабатывать дни, обозначенные в паспорте как срок туристического пребывания. Потом обратно. И так по кругу. Вместе с безвизом у населения запечатлелся преславутый доллар по 10. Даже не по 8, потому что это была другая эпоха. А именно 10, из предвыборного обещания.
Вторая — стоимость перелетов. Билеты в Европу так и нельзя купить за минималку, а приходится платить за олигархический заговор, чиновничью коррупцию и монополию одной компании. То, что в прошлом году Райнейр не впустили совместными усилиями власти, министерства, руководства аэропорта и олигархов — стало победой в битве, но проигрышем в политической войне.
Народ не полетел за $500, но хочет летать за $25.
Президент забыл, что миллион бюллетеней — это 5% в рейтинге на президентских. Так вот, если бы из 8 миллионов паспортов полетели половина, а не 500 тыс., то его рейтинг при общих равных был бы вдвое больше. И лояльность к коррупции и олигархическим сговорам дала о себе знать, и рейтинг снижается, как самолет на посадке.
Конечно, это не прошло бесследно, и на рынок вышел новый украинский лоукост, который почему-то слишком напоминает компанию кого-то особо приближенного к власти или самой власти. Ведь несколько дней назад перевозчик смог получить 55 направлений, в то время как ирландский лоукост за два года войны с местными коррупционерами и популистами только один. Кстати, в украинской компании все рейсы — безлимитные.
Такое впечатление, что кто-то накачивает для себя компанию, как хороший бизнес по окончанию властных полномочий.
Третья: безвиз — это не заслуга президента, это достижение населения. Это то минимальное олицетворение Европы, за которое население выходило на Майдан. Поэтому сколько бы кто ни вложил в медиасопровождение и приклеивание одному человеку этого решения, все равно население будет считать его по праву своим.
Однако и со стороны населения — явная культурная и туристическая пассивность. С одной стороны, сказывается низкая советская мобильность, когда за жизнь и за пределы области могли не выезжать, с другой — какая-то странная апатия к новому.
Только полмиллиона визитов — это мизер. У нас порядка двух миллионов студентов, они хотя бы могли показать результат?
Ну камон. Что молодому человеку нужно для такого путешествия: пара кед, зубная щетка и неудержимое желание. Заработать на поезд, автобус или даже авиасамолет можно — была бы такая цель. И пожить в хостеле несколько дней — тоже положительное приключение. Чувствуется, что есть определенные преграды, барьеры и препятствия. Население не стало нацией бэкпекеров, которыми в первые годы были поляки, хорваты, черногорцы, румыны или словенцы. Когда в пятницу на работу все шли с рюкзаками, с которыми в понедельник утром и возвращались. Вот это был безвиз. Когда в пятницу страна просто пустовала. Однако за несколько лет такого туризма они запустили реверсный поток, и европейцы полетели смотреть, что же у них там нового и интересного. И это был крутой толчок для местного туризма.
Благо не все так плохо, в Украине сам по себе запустился мегаклассный тренд, когда дети возят в Европу своих родителей: папу, маму, дедушку или бабушку. Мол, завесы нет, давайте. Это трудно: ментально, физически, сентиментально, родители часто сопротивляются как могут, но молодость и желание идти вперед берут свое. И это сильно. И это даст свой результат. Тем, кто уже это сделал, я аплодирую стоя: хорошая инвестиция в страну.
Что означает изменение риторики ТимошенкоВедь чем больше мы будем путешествовать, тем больше мы будем приближаться к европейцам. Будем больше их понимать, а они нас. Мы будем открывать новые культурные и образовательные горизонты, находить возможности для бизнеса и обычных человеческих знакомств.
Туризм и частые визиты в ЕС изменят сознание украинцев больше, чем любой из олигархических медиаресурсов. И результат мы увидим уже на выборах. Не этих, так следующих, но точно увидим. Безвиз — товар хороший, но он не может лежать на месте, им же надо пользоваться. Помните об этом, особенно те 7,5 млн украинцев с вирджин биопаспортами.
Николай Давидюк, политический эксперт