Ходят слухи о том, что в штабе ЮВТ начали работать отдельные кремлевские технологи, которые вернулись с выборов Путина, отдохнули и готовы врываться в бой и заработки на территории Украины. Доказательств этому кроме сплетен нет, но сырники, обнаженные ноги, постоянное нагнетание фразы «мировая олигархия» — явно вещи, придуманные не местными чародеями политического слова и смыслов.

Риторика стала более образно-визуальной, но менее глубокой. Тот же Гриценко, который начал объединяться с Добродомовым и другими политиками демократического лагеря, делает лучшие шаги к президентству и созданию объединительных платформ, чем леди Ю. Вакарчук, который технологически держит паузу, или Саакашвили, который запустил флешмоб референдума, который сейчас находит отражение в парламенте и визуализирует свои политические обещания в фильмах, делают тоже удачные шаги.

В то же время поиск врага и спарринг-партнера для публичного противостояния продолжался достаточно давно и долго.

Для многих политиков это вещь простая, ведь логика здесь политтехнологическая и прагматическая: врагом должен быть тот, у кого больше рейтинг и от кого тебе будет перетекать электорат.

Поэтому в личных врагах многих украинских политиков Путин, Порошенко, Трамп. Так ЮВ искала кого-то, от кого сможет откусить кусок электората — именно поэтому риторика о закупках лекарств, массовом вымирании населения, африканских и просроченных лекарствах и т.д., указывает как раз-таки на то, что выбор пал на избирателей Гройсмана. Которые так сильно пересекаются с электоратом Тимошенко и в свое время часть из них и мигрировала к действующему премьеру. Так называемая социально-дотационная группа. Поэтому в дальнейшем стоит ожидать новых нападок.

Правда, доказательств дважды экс-премьера о списанных африканских лекарствах и смытых в унитаз 400 млн пока нет, хотя она об этом так искренне рассказывала на согласительном. А система закупок лекарств министра Супрун в разы дешевле, чем аналоги при господстве Тимошенко, Януковича и др. А по отдельным категориям авторитетные международные организации закупают для Украины в десятки раз дешевле, иногда даже достигая максимумов в 50-60 раз.

Отсутствие объединений на базе Батькивщины или при лидерстве Тимошенко — может означать либо то, что они перенесены на осень, или то, что пока нет тех, кто готов поверить свой электоральный рейтинг и политическое будущее в руки Тимошенко. А если Тарута и Наливайченко найдут себе союзников, то объединяться уже не будет с кем.

«Дело Вышинского»: на острие гибридной войны

Также в риторике отсутствует четкая позиция по возвращению Донбасса и Крыма. И если планы Порошенко-Турчинова или Бойко-Рабиновича понятны, хотя они кардинально разные, то у последней стабильной версии нет.

Изменение риторики, продиктовано еще и тем, что нужно завуалировать отсутствие политических побед. Которых с 2009 года уже давно не было.

Плюс изменение риторики готовит плацдарм относительно будущих компроматов, которые могут прийти из политического прошлого — от Онищенко или Лазаренко.

Однако стоит отдать должное, Тимошенко за 20 лет в украинской политике всегда была в тонусе и удивляла драйвом, изменениями и попыткой постоянного поиска свежего политического образа.

Сейчас вопрос сможет ли Тимошенко подать себя электорату как опытного, но нового политика, остается открытым.

Николай Давидюк, политический эксперт