Об инфляции
Хорошо, что госбюджет на 2018 год приняли довольно рано. Когда бюджет принимали в конце года, все порядки, нормативные акты появлялись где-то через полгода. Теперь есть время подготовиться.
Не могу назвать, чем бюджет на 2018 год отличается от предыдущих. Знаем, что между первым и вторым чтением правительство изменило макропоказатели. В частности, увеличило доходы на 36 млрд грн. В значительной степени это вызвано тем, что изменили инфляцию. Прогнозировали 7%, стало 9%, при том, что реальный экономический рост не изменился. Бюджет инфляционно раздулся. Это печальная новость, потому что инфляция съест повышение социальных стандартов, в частности минимальной заработной платы.
На самом деле инфляция может превышать 9%. Курсовая политика ведет нас к умеренной девальвации. Нужно понимать, что такое бюджет. Он не решает все проблемы страны. Это только финансовое обеспечение экономической политики государства. К сожалению, мы экономической политики в этом бюджете не увидели.
О бюджете задолженности
Сейчас проект госбюджета, который был представлен на второе чтение, вынесен на обсуждение. Нужно все обобщить и сформулировать в виде закона о государственном бюджете и самого бюджета, который этим законом утвержден. Хочу обратить внимание, что целый ряд статей сформулированы в общем виде. А именно поддержка сельского хозяйства, Фонд регионального развития и т. д. Не видим, куда пойдут эти деньги.
Хотелось бы видеть более четко, какие проблемы, приоритеты в бюджете на 2018 год. Слышим, что, например, реформа здравоохранения — приоритет. Но все деньги потратят на службу, которая должна финансировать, в частности, первичную медицинскую помощь из государственного бюджета, а не, как сегодня, из местного. Когда дошли до второго чтения, поняли, что это невозможно, поэтому снова это перекинули на местный бюджет. В принципе, хорошо, что проводится реформа, есть деньги на ее проведение. Но что будет для граждан, в поликлинике будут встречать с цветами, не будут деньги за лекарства брать? То же с дорогами, с энергосбережением. Это деньги налогоплательщиков. Нужно четко объяснять, сколько домов будет переоборудовано энергоэффективными средствами в следующем году. Это должны знать все люди.
Можем ли мы сказать, чего достигли в 2017 году? Как нынешний бюджет повлиял на решение проблем? Надо отдать должное правительству, есть прогресс с дорогами, пока по стране можно ездить. Нужно знать, что появилось в результате расходования средств. Не вижу каких-то реальных заложенных в бюджете реформ.
Когда садишься в феврале или марте составлять бюджет страны на следующий год, прежде всего смотришь законодательство, какие существуют программы. Есть агропромышленный комплекс, стратегия, программа развития. Говорим, что в этой программе написано, что мы развиваем, например, фермерское хозяйство. Сразу говорим, сколько необходимо в этом году выделить средств. Следуем этой программе. Сейчас правительство подает бюджет и говорит: «Выделено 6 млрд грн на АПК, а куда их потратить — будем думать в 2018 году». Это свидетельствует о том, что мы не знаем, что делать. Эти вопросы должны решать на предыдущих уровнях в соответствии с планом развития страны.
На сегодняшний день в Украине большая проблема с мясом, а именно с говядиной. Правительство готово возмещать расходы тем, кто построил фермы. Ферму нельзя за два месяца построить. На это понадобится несколько лет. Но в бюджете нет гарантии, что эта статья не исчезнет, пока достроят ферму. Есть риск, что, построив, я ничего не получу от государства.
У нас бюджет задолженностей. Задолженность делает жизнь непредсказуемой — не знаешь, когда тебя попросят долг вернуть.